Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Гродненского райисполкома
Государственное учреждение образования
Поречская средняя школа
В школе функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи (далее ПКПП), который располагается на третьем этаже в кабинете учителя-дефектолога.
Цели и задачи пункта коррекционно-педагогической помощи
Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является организация и оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программы школьного образования.
Задачами пункта:
- изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
- формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов образования;
- формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.
Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи:
В состав ПКПП зачисляются дети с речевыми нарушениями, а именно:
- с фонетическими нарушенимия речи (дислалия, стертая форма дизартрии, ринолалия)
- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (дислалия, дизартрия, ринолалия);
- нерезко выраженное общее недоразвитие речи: неосложнённый вариант общего недоразвития речи и осложнённый вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
- с нарушениями чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленными фонетико-фонематическим недоразвитием речи)
-с нарушением чтения и письма (дислексия, дисграфия,дисорфография), обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речи;
- с нарушениями темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, брадилалия, тахилалия).
Различные варианты общего недоразвития речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в ПКПП в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, общее недоразвитие речи I – III уровней) обучаются в группах для детей с ТНР, учреждениях специального образования или иных учреждениях образования.
Дети, нарушения психофизического развития, которых не могут быть исправлены в условиях пункта, проходят углубленное психолого-медико-педагогическое обследование в государственном ЦКРОиР с целью уточнения структуры, степени тяжести нарушения и определения адекватных условий организации учебного процесса (обучение в специальном учреждении образования, в специальной или интегрированной группе, специальном классе или классе интегрированного обучения).
Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи
Зачисление детей в пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи на основании следующих документов:
- заявления законного представителя обучающегося;
- заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации ( ЦКРОиР).
Для получения заключения необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).Запись ведется учителем-дефектологом после проведения диагностики и беседы с законными представителями учащихся.
Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребенка.
По результатам обследования выдается заключение, которое нужно предоставить в пункт коррекционно-педагогической помощи.
За более подробной информацией вы можете обратиться к учителю-дефектологу школы.
___________________________________________________________________________________
Пункт коррекционно-педагогической помощи имеет хорошую техническую базу, которая позволяет использовать элементы информационно-коммуникативных технологий на занятиях, способствует повышению эффективности коррекционно-развивающего процесса.
Кабинет учителя-дефектолога условно разделен на функциональные зоны:
Работа направлена на формирование правильного звукопроизношения, обогащение и развитие словаря, грамматического строя, связной речью учащихся.
Зона развития артикуляционной моторики и постановки звуков. Основная функция зоны – развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания, формирования артикуляционных укладов нарушенных звуков.
Учебная зона предназначена для организационного и методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
В зоне развития мелкой моторики происходит развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, координация межанализаторных взаимодействий.
Основная функция игровой зоны – развитие познавательной активности, ориентировка в схеме собственного тела, ритмопластика и многое другое, что позволяет в игровой форме закрепить полученные знания и умения.
Зона технических средств обучения обеспечивает коррекционно-образовательный процесс вспомогательными средствами обучения с целью улучшения качества коррекционной работы.
РАСПИСАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Хотян Людмилы Леонардовны 2024 / 2025 уч.год (до 26.09.2024)
Дни недели |
Время |
Групповые занятия |
Индивидуальные занятия |
Отработанное время |
Понедельник
|
14.10 – 14.45 |
Подгруппа № 3 |
|
35
|
14.55 – 15.20 |
|
Инд. занятие |
25
|
|
15.25 - 15.55 |
Подгруппа № 4
|
|
30 |
|
16.05 – 16.45 |
Подгруппа № 5
|
|
40 |
|
Вторник
|
14.10 – 14.40 |
Подгруппа № 4 |
|
30
|
14.50 -15.10 |
|
Инд. занятие |
20
|
|
15.15 – 15.35 |
|
Инд. занятие
|
20
|
|
15.45 – 16.15 |
Подгруппа № 2
|
|
30 |
|
16.20 – 16.55 |
Подгруппа № 5
|
|
35 |
|
Четверг |
14.10 – 14.50 |
Подгруппа № 3 |
|
40
|
14.55 – 15.15 |
|
Инд. занятие |
20
|
|
15.25– 15.45 |
|
Инд. занятие
|
20
|
|
15.50 - 16.10 |
|
Инд. занятие
|
20 |
|
Пятница |
14.10 – 14.45 |
Подгруппа № 2 |
|
35
|
14.50-15.15 |
|
Инд. занятие |
25 |
|
15.20 – 15.45 |
|
Инд. занятие
|
25
|
РАСПИСАНИЕ УРОКОВ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Ленкевич Ирины Станиславовны 2024/2025 уч. год
I полугодие
Дни недели |
№ |
Уроки |
Понедельник |
9.00 - 9.45 |
Социально-бытовая ориенировка |
10.00 -10.45 |
Социально-бытовая ориенировка |
|
11.00 -11.45 |
Элементы компьютерной грамоты |
|
12.00 -12.45 |
Русский язык |
|
13.00 -13.45 |
Элементы компьютерной грамоты |
|
Вторник |
9.00 - 9.45 |
История Беларуси |
10.00 -10.45 |
Трудовое обучение |
|
11.00 -11.45 |
Социально-бытовая ориенировка |
|
12.00 -12.45 |
||
13.00 -13.45 |
|
|
Среда |
9.00 - 9.45 |
Литературное чтение |
10.00 -10.45 |
|
|
11.00 -11.45 |
Литературное чтение |
|
12.00 -12.45 |
Трудовое обучение |
|
13.00 -13.45 |
Социально-бытовая ориенировка |
|
14.00 -14.45 |
Коррекционное занятие |
|
Четверг |
9.00 - 9.45 |
|
10.00 -10.45 |
Социально-бытовая ориенировка |
|
11.00 -11.45 |
Русский язык |
|
12.00 -12.45 |
Коррекционное занятие |
|
13.00 -13.45 |
||
|
||
Пятница |
9.00 - 9.45 |
Социально-бытовая ориенировка |
10.00 -10.45 |
Человек и мир |
|
11.00 -11.45 |
||
12.00 -12.45 |
Коррекционное занятие |
|
13.00 -13.45 |
|
|
|
14.00 -14.45 |
Трудовое обучение |
1. Потворствующая гиперопека.
Ребёнок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Поблажки делаются даже тогда, когда они вредят ребёнку. Родители сковывают инициативу ребёнка чрезмерной заботой и предупредительностью.
В результате он не может действовать самостоятельно и в трудных ситуациях подвернётся опасности в той же степени, что и брошенный ребёнок.
Ребёнок находится в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Последствиями такого воспитания будут такие качества личности ребёнка, как покорность, зависимость, мнимая агрессивность, отсутствие дружелюбия. В подростковом возрасте такое воспитание усиливает эмансипации и обусловливает аффективные реакции.
Родители безразличны к судьбе ребёнка. Эта трагическая ситуация может быть вызвана и нежелательной беременностью, и нежелательным полом ребенка, другими обстоятельствами, которые приводят к тому, что родители отталкивают ребенка. Не внимательность, безразличие к его нуждам, к тому, где он и что с ним, может доходить до жестокости родителей. Родители не проявляют эмоциональной теплоты в общении с ребенком, не способствуют созданию для его физического комфорта. Детское поведение, связанное с переживаниями, встречается с раздражением и обычно пресекается. Такая уродливая позиция родителей приводит к эмоциональной недоразвитости ребенка, провоцирует развитие агрессивности и преступных наклонностей.
Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребёнку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нём. Родители любят не самого ребёнка, а его соответствие своему внутреннему образу. Такой стиль приводит к невротическим состояниям, стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.
Ребёнок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Как правило, родители не знают где находится, что делает их ребёнок, они не понимают его нужд, трудностей и опасностей, подстерегающих его, не способны своевременно и эффективно помочь ему.
Родители осуществляют резкую смену стилей, приемов воспитания, переходя от строгости к морализму и, наоборот, от внимания к ребенку к эмоциональному отвержению.
Жизнь семьи целиком посвящена больному ребенку. Родители, сотворившие из больного ребенка кумира для себя, станут убедительно доказывать, что живут ради детей. Навязывание этой роли можно наблюдать даже тогда, когда долго болевший ребенок выздоравливает. Однако кто-то в семье продолжает считать его слабым, болезненным. Взрослому не хочется менять сложившийся стереотип взаимоотношений с ребенком. Легче общаться с ним как с больны, чем искать новый способ общения. В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным, ипохондрически настроенным.
ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?
Делайте!
* Радуйтесь Вашему малышу.
* Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.
* Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.
* Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
* Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
* Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
* Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
* Говорите с малышом короткими фразами.
* В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
* Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
* Говорите медленно.
* Будьте терпеливы.
* Сначала спрашивайте «что»; «почему» спросите, когда малыш подрастет.
* Каждый день читайте ребенку.
* Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
* Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
* Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
* Поощряйте игры с другими детьми.
* Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
* Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите «куличики» из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
* Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
* Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.
* Если ребенок начал что-то коллекционировать — кораблики, машинки, крышки от бутылок — или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
* Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
* Не теряйте чувства юмора.
* Играйте с ребенком в разные игры.
* Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Не делайте!
* Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, — другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
* Не задавайте слишком много вопросов.
* Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
* Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
* Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.
* Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это».
* Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше сказать просто: «Она синяя».
* Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
* Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
* Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.
* Не ожидайте от ребенка понимания:
всех логических связей;
всех Ваших чувств («Мама устала»);
абстрактных рассуждений и объяснений.
* Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
* Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.
2-3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление — произнесение гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.
7-9 мес. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.
9-11 мес. Малыш подражает звукам речи взрослых.
11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя» и т. д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается (около 300 слов различных частей речи).
2-3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются первые предложения. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. К 3,5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.
Вы познакомились с этапами речевого развития ребенка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста.
Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.
Будьте внимательны!
Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:
• К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
• К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
• К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
• К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
• К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
• К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.
• К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
• К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
• К1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
• К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.
• К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
• К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
• В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
Развиваем мелкую моторику
Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику) ?
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.
Проверьте, умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки? Знает ли он названия пальцев рук?
Познакомьтесь с играми и упражнениями, которые способствуют развитию тонких
движений пальцев рук
1. Разнообразные пальчиковые игры.
Например, взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок поочередно загибает пальчики на правой руке, затем на левой.
Пять пальцев на руке твоей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой –
Называется БОЛЬШОЙ.
Палец второй –
Указчик старательный, -
Не зря называют его
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.
Третий твой палец –
Как раз посредине,
Поэтому СРЕДНИЙ
Дано ему имя.
Палец четвертый
Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.
Неповоротливый он
И упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший – любимец.
По счету он пятый,
Зовется МИЗИНЕЦ.
2.Работа с пластилином, ножницами, бумагой; рисование цветными карандашами.
3. Можно поиграть с разноцветными прищепками. Для этого вырежьте из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг для ежика, треугольник для елочки и т.д.) Попросите ребенка придумать что-нибудь.
4. Увлекательно проходит игра со спичками:
- можно выкладывать узоры по образцу;
- по памяти;
- придумать самостоятельно из определенного количества спичек.
5. Выкладывание узоров, букв из пуговиц, крупы. Один из вариантов игры: выкладывание разными пальчиками (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным).
С пятилетнего возраста ребенок может работать с нитками и иголкой под контролем взрослых.
6. Игры в лото, мозаику, пазлы.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА?
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.
Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками - символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).
Рекомендации к проведению упражнений:
• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
• В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Некоторые из артикуляционных упражнений:
«Лопаточка»
Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, язык не высовывался далеко.
«Иголочка»
Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
«Улыбка»
Зубы сомкнуты, губами имитируется произнесение звука [и].
«Горка», «Киска сердится»
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка оставался за зубами, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.
«Чашечка»
Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.
«Грибок»
Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать).
1. Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребёнком, комфортный психологический климат в классе.
2. Использовать похвалу, одобрение, замечать малейшее продвижение в учебной деятельности, использовать позитивное подкрепление.
3. При организации групповой работы на уроке не включать в группу явно более сильных детей в учебном плане
4. По результатам деятельности давать как можно более определенные оценки с акцентом на позитивных сторонах.
5. Создавать условия для повышения самооценки через сотрудничество с ребенком.
6. Поддерживать позитивную мотивацию через: создание проблемных ситуаций; стимулирование активности на уроках.
7. Проводить поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
8. Давать доступные инструкции (устно или в письменном виде) при выполнении ребенком самостоятельной работы. Инструкция не должна быть многоступенчатой, лучше предъявлять её детально. Словесная инструкция может быть визуализирована.
9. При устных ответах предлагать пользоваться планом-схемой.
10. Использовать «подсказки» для распространения ответа ученика на уроке.
11. Предоставлять возможность работать на уроке в удобном для ребенка темпе.
12. Разрешать пользоваться калькулятором, словарем, числовым лучом, таблицей умножения и т. п.
13. Формировать целенаправленную деятельность:
предварительная ориентировка в задании, анализ инструкции к заданию; работа над планом деятельности, определение конечной цели и выбор средств для достижения этой цели; коррекция импульсивности: запрет необдуманных ответов, поощрение только в случае результативного ответа.
14. Вырабатывать навык самоконтроля.
15. Соблюдать чередование видов деятельности на уроке.