Школа - территория здоровья

Реализация проекта «Школа-территория здоровья»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 Наименование разделов

Содержание

Название проекта

«Школа - территория здоровья»

Участники проекта

Учителя,  учащиеся, родители,   руководство,  медицинские работники

Цель и задачи проекта

Формирование целостной системы культуры здоровья  обучающихся, родителей и педагогов. Создание модели образовательного пространства школы как школы-территории здоровья, формирующей культуру здоровья.

  • воспитание у обучающихся культуры здоровья (формирование грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести ЗОЖ, заботиться о собственном здоровье);
  • организация здоровьесберегающего образовательного пространства (отсутствие перегрузок; выполнение санитарно-гигиенических нормативов; использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе);
  • формирование культуры досуга и отдыха субъектов образовательного пространства;
  • организация занятий активно-двигательного характера - динамические паузы, физминутки, спортивные занятия, работа специальных групп для ослабленных детей;
  • диспансерное наблюдение за здоровыми детьми и детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
  • поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
  • повышение мотивации участников образовательного процесса к ведению и пропаганде здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты

  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся школы через овладение навыками ЗОЖ, реализацию здоровьесберегающих мероприятий.
  • Включение учащихся школы в деятельность физкультурно-спортивных секций.
  • Улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха.
  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся школы  и педагогических работников через реализацию здоровьесберегающих мероприятий.
  • Улучшение показателей динамики здоровья обучающихся:

- сохранения контингента обучающихся отнесенных к 1 и 2 группам здоровья;

- уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики);

  • Совершенствование материально-технической базы школы (оборудование спортивного зала, приобретение необходимого спортивного инвентаря).
свернуть

План мероприятий в рамках реализации проекта «Школа – территория здоровья»

 План мероприятий проекта «Школа – территория здоровья»  в  ГУО «Поречская СШ» на 2024 год

  1. Организационно-методические мероприятия

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Срок исполнения

Планируемый результат

 

I.

                                      

    Общие организационные мероприятия

 

1.

Обследование учащихся и факторов, определяющих состояние здоровья учащихся

Врач – педиатр Протас Е.И

сентябрь

Выявление  приоритетных проблем, формирующих нарушение здоровья. Индивидуальные заключения и рекомендации

2.

Информация о состоянии здоровья учащихся и основных мероприятиях по профилактике его отклонений

Врач – педиатр Протас Е.И,

Педагог социальный

Юшкевич О.А

октябрь

Повышение информированности всех участников образовательного процесса о ситуации с состоянием здоровья учащихся и факторах его формирующих

3.

 Разработка программ производственного контроля  по соблюденю образовательного процесса в УО и контроль выполнения

Руководство УО

август

Повышение уровня санитарно-эпидемиологического благополучия

4.

 Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических требований с использованием карт контроля санитарно-эпидемиологического благополучия (чек-листа)

Руководство УО

В течение года

Выявление приоритетных проблем в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия

5.

 Создание в УО психологического комфорта путём правильной организации образовательного процесса и нормализации уклада школьной жизни, культивирование доброжелательности, уважительного и справедливого отношения к учащемуся

Руководство УО,

Педагог – психолог

Неусыпов Н.Ф.,

Педагоги

В течение года

Минимизация школьной тревожности у учащихся

 

II.

 

   Основные составляющие мероприятий по обеспечению здоровьесбережения

 

6.

 

Подготовка памяток для педагогических работников по основным направлениям первичной профилактики заболеваний

Врач – педиатр Протас Е.И,

Педагог социальный

Юшкевич О.А

В течение года

Повышение уровня заинтересованности всех участников образовательного процесса в вопросах соблюдения санитарно-гигиенических требований.

Повышение информированности всех участников образовательного процесса в вопросах

здоровьесбережения.

 

 

7.

Обучение педагогов вопросам здоровьесбережения на методических совещаниях и педагогических советах

Руководство УО,

Врач – педиатр Протас Е.И,

Педагог социальный

Юшкевич О.А,

Педагог – психолог

Неусыпов Н.Ф.,

Раз в квартал

 8.

Выступление на родительских собраниях и педагогических советах  по вопросам сохранения здоровья детей:

 

Пять компонентов рационального режима дня.

Основные ошибки в организации питания учащихся в  домашних условиях и в школе.

Практические шаги в предупреждении профилактики нарушений осанки в школе и дома.

Как сберечь детские глазки: помощь в школе и дома.

Какую пользу приносит движение.

Компьютер и здоровье.

 

Руководство УО,

Врач – педиатр Протас Е.И,

Педагог социальный

Юшкевич О.А.,

Педагог – психолог

Неусыпов Н.Ф.

 

 

 

 

 

 

Август

 

Сентябрь

 

 

Октябрь

 

 

Ноябрь

 

Январь Март

9.

Включение вопросов здоровьесбережения в материал классных часов.

Обучение детей навыкам самооценки здоровья (уроки физкультуры, биологии, ОБЖ, классные часы)

Зам. директора  по ВР

 Василевская А.И.,

Классные руководители.,

Учителя физкультуры, биологии, ОБЖ

1 раз в четверть

10.

Организация дней здоровья

Зам. директора по ВР

Василевская А.И.,

Учителя физкультуры

Каждая вторая суббота месяца

11.

 Обучение детей навыкам самооценки здоровья (уроки физкультуры, биологии, ОБЖ, классные часы)

Врач – педиатр Протас Е.И,

 

постоянно

 

III.

 

              Мероприятия по обеспечению благоприятных санитарно-гигиенических условий в УО

 

                               

       Оптимизация двигательного режима учащихся

 

12.

Обеспечение динамического компонента учащихся не менее 60 минут в течение дня (ЧЗС, подв. перемены, уроки физ- ры, уроки тр. обучения)

Зам. директора  по УР

Илючек А.С.

ежедневно

 Формирование мотивации в необходимости достаточной двигательной активности.

Повышение заинтересованности учащихся в увеличении двигательной активности.

Формирование навыков постоянной потребности в движении

13.

Организация не менее 25% перемен на открытом воздухе

Зам. директора по УР

Илючек А.С.

ежедневно

14.

Организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе после занятий и выходные дни

Законные представители

Обучающихся,

Воспитатели ГПД

постоянно

15.

Организация общешкольных подвижных перемен

Школьный актив.

Учителя по физкультуре

Василевский Ю.Г.

Киселевская Л.А.

ежедневно

16.

Проведение физкультминуток на уроках для снятия статистического напряжения

Учителя - предметники

на каждом уроке

17.

 Чередование в расписании предметов с преобладанием статического и динамического компонентов

Зам. директора по УР

Илючек А.С.

постоянно

18.

 Оснащение рекреации 3 этажа спортивным оборудованием для обеспечения двигательной активности учащихся

Зам. директора по ВР

 Илючек А.С.

август

 

      Организация качественного и безопасного           питания

                                          учащихся

 

19.

 Обеспечение пищеблоков учреждений образования поварами, имеющими квалификационный разряд не ниже четвёртого. Направить на переподготовку поваров на получение 4 разряда -2 человека

Директор школы

Шведко Ж.А.

2024г.

 

20.

 Подготовка памяток для учителей и родителей по вопросам рационального питания

 

Врач – педиатр Протас Е.И.

 

Октябрь

21.

Проведение конкурса среди учащихся «О пользе продуктов» (презентация проектов, сделанных

учащимися)

Зам. директора по ВР

Василевская А.И.

 

Учащиеся

Январь

 

IV.

                       

     Мероприятия по профилактике нарушений здоровья, обусловленных особенностями организации образовательного процесса (болезней школьного возраста)

 

22.

Подбор и расстановка мебели учащимся в соответствии с ростом и рациональная организация рабочего места

Классные руководители

 Сентябрь,

Январь

Формирование правильной осанки и предупреждение развития патологии позвоночника.

Укрепление мышечного корсета

23.

 Рассаживание учащихся с учётом состояния здоровья:

- учащиеся с нарушением слуха и зрения рассаживаются ближе к классной доске, с высоким ростом – в первый и третий ряды;

 Учащиеся, часто болеющие ОРВИ рассаживают в отдалении от стены

Классные руководители

 Сентябрь,

Январь:

 

24.

Предпочтительное использование ученических ранцев для переноски учебников, тетрадей, пеналов, письменных принадлежностей на спине

Законные представители

обучающихся

постоянно

25.

 Подготовка информации (памятки, информация на сайте и др.) для педагогических работников и учащихся по профилактике нарушений осанки

Врач – педиатр Протас Е.И.,

Педагог социальный

Юшкевич О.А.

 

Сентябрь

26.

 Размещение в учебных кабинетах ростовых линеек и обучение учащихся навыкам их использования

Классные руководители,

Педагог социальный

Юшкевич О.А.

Август,

постоянно

27.

Оснащение учебных помещений конторками

Руководство УО

 постоянно

28.

 Подготовка памятки и размещение её на сайте УО о гигиенических требованиях и правилах использования учебной мебели

Врач – педиатр Протас Е.И.,

Педагог социальный Юшкевич О.А., учитель информатики Артюхевич Г.Б.

сентябрь

29.

Обучение вопросам правильной посадки учащихся. Контроль рабочей позы учащихся с учётом вида деятельности

Учителя - предметники.,

Учителя начальных классов.,

Законные представители

обучающихся.

Врач – педиатр Протас Е.И.

 

постоянно

30.

 Обучение законных представителей учащихся  на общешкольном родительском собрании правильной организации рабочего места ученика в домашних условиях

Врач – педиатр Протас Е.И.

 

сентябрь

31.

 Расположение в учебном помещении на 1 ступени обучения в доступном для учащихся месте плаката «Сиди правильно»

Учителя начальных классов

постоянно

32.

 Оценка веса ученических ранцев (оптимальный вес 10% от веса ученика)

 

Зам. директора по УР

Илючек А.С.

Школьный актив

1 раз в неделю

Формирование правильной осанки и предупреждение развития патологии позвоночника.

Укрепление мышечного корсета

33.

Обсуждение результатов оценки веса ранцев на педсоветах, родительских собраниях

Руководство УО.

Классные руководители.

Октябрь, январь

34.

 Контроль использования рациональной сменной обуви в УО:

- соответствие сменной обуви учащегося форме и размеру стопы;

- гибкая и невысокая подошва в обуви;

- обязательное наличие каблука (не выше 10-20 мм);

- наличие фиксированного задника и прочная фиксация обуви в носочной части;_

- оптимальный температурно – влажный режим внутриобувного пространства и наличие стельки_­

Руководство УО.

Педагог социальный

Юшкевич О.А.

Школьный коллектив

1 раз в неделю

35.

 Оздоровление учащихся с патологией костно-мышечной системы в соответствие с программой медицинской реабилитации

Ортопед детской

поликлиники.

Законные представители

обучающихся

по мере выявления

                                    

                  Профилактика нарушений зрения

 

 

36.

 Правильный подбор очков с учётом выявленной патологии и их использование по назначению.

Офтальмолог.

Родители.

по мере выявления

Профилактика нарушений зрения.

Коррекция нарушений зрения, выявленных на ранних стадиях. Повышение уровня информированности всех участников образовательного процесса в вопросах охраны зрения

37.

Информация на сайте по гигиеническим требованиям к режиму чтения и условиям для организации зрительных работ (в т.ч. по подбору учебных изданий с учётом требований к шрифтовому оформлению в зависимости от возраста учащихся и других гигиенических показателей)

Врач – педиатр Протас Е.И.

Педагог социальный

Юшкевич О.А..,

Учитель информатики

Артюхевич Г.В.

1 раз в год

38.

 Обеспечение естественного левостороннего освещения при посадке учащихся  в домашних условиях

Законные представители

обучающихся

постоянно

39.

 Цветовое оформление отдельных элементов мебели, как фактор, формирующий благоприятный световой климат в учебном помещении

Классные руководители.

Законные представители

обучающихся

постоянно

40.

Контроль расстояния от глаз учащегося до стола (должно равняться длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами)

Учителя - предметники.

Учителя начальной школы.

Законные представители

обучающихся

постоянно

41.

Коррекция зрительных внеучебных нагрузок детей и подростков (телевизор, компьютер) в домашних условиях с учётом объема учебной нагрузки

Законные представители

обучающихся

постоянно

42.

Ограничение продолжительности просмотра телепередач в домашних условиях (не более 1 часа в день на расстояние до экрана 3-5м (в зависимости от размера экрана телевизора)

Законные представители

обучающихся

постоянно

43.

Воспитание у учащихся полезной привычки – чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости

 

Учителя – предметники.

Учителя начальной школы.

постоянно

Профилактика нарушений зрения.

Коррекция нарушений зрения, выявленных на ранних стадиях. Повышение уровня информированности всех участников образовательного процесса в вопросах охраны зрения

44.

Соблюдение режима мытья окон.

 

Руководство УО.

Технический персонал

постоянно

с наружной стороны 3-4 раза в году, с внутренней стороны - ежемесячно

45.

 

Обучение педагогов правилам проведения физминуток и формирование копилки физминуток для глаз.

Обучение учащихся гимнастике для глаз

Классные руководители,

Учителя - предметники.

Учащиеся

1 раз в полугодие

в течение года

46.

Контроль соблюдения объема и режима учебной деятельности: (непрерывная продолжительность чтения для младших школьников  45 минут) с соблюдением промежутков для отдыха глаз от зрительной работы.

Учителя - предметники.

Учителя начальных классов.

Законные представители

обучающихся

постоянно

47.

Подготовка памятки по профилактике нарушений зрения в домашних условиях

 

 Врач – педиатр Протас Е.И.

 

сентябрь

         Психологическая помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности

 

 

48.

Подготовка памяток для педагогов по профилактике повышенной тревожности

Педагог – психолог

Неусыпов Н.Ф.

ноябрь

Поддержание работоспособности учащихся на оптимальном уровне.

Профилактика переутомления.

Профилактика школьных стрессов

49.

Групповые занятия учащихся с педагогом:

- развитие коммуникативных навыков.(5-6 классы)

- методы психологической разрядки(7-9тклассы)

_-навыки снятия психоэмоционального напряжения(10-11классы)

Педагог – психолог

Неусыпов Н.Ф.

 

 

 

сентябрь

 

октябрь

ноябрь

50.

Повышение уровня грамотности педагогов в области психофизиологии детского возраста путём обеспечения методической литературой, буклетами и памятками по профилактике школьной тревожности и методам психоэмоциональной разгрузки.

Педагог – психолог

Неусыпов Н.Ф.

январь

51.

Постепенное усложнение заданий и упражнений в организации учебной деятельности с учётом индивидуальных особенностей учащихся

Учителя - предметники

постоянно

52.

 Индивидуальная работа психолога с учащимися, имеющими высокий уровень тревожности

Педагог – психолог

Неусыпов Н.Ф.

 По мере необходимости

53.

 Беседы психолога с педагогами:

_ - профилактика школьной тревожности

- как создать для ребёнка ситуацию успеха

- проблемы возникновения психотравмирующих ситуаций их решение

Педагог – психолог

Неусыпов Н.Ф.

 Август - октябрь,

февраль

54.

 Обеспечие родителей необходимой научно-методической литературой, памятками, буклетами по вопросам психогигиены (профилактика переутомления и формирования повышенной тревожности; методы снятия психоэмоционального напряжения, психоэмоциональной разрядки и т.д.)

Педагог – психолог

Неусыпов Н.Ф.

  декабрь

55.

 Обучение родителей, как в группах, так и индивидуально по вопросам оказания поддержки ребёнку; возможна организация групповой формы работы с родителями детей из групп риска – «группы поддержки».

Основные тематические направления работы:

- как создать для ребёнка ситуацию успеха в школе и дома,

- как дозировать эмоциональные нагрузки,

- коррекция психоэмоционального состояния ребёнка,

- навыки снятия психоэмоционального напряжения,

-оценка психологической обстановки в семье.

Педагог – психолог

Неусыпов Н.Ф.

 Последняя суббота

Октябрь, марта

 

V.

 

Совершенствование материально-технической базы учреждений общего среднего образования

 

56.

Провести текущий ремонт спортивного зала, оборудования спортивной площадки

Зам. директора по ХР

Пучковская Л.В.,

Учителя физкультуры

 

2024г.

 

 

 

Развитие силы и выносливости

57.

Оснастить учреждение образования спортивным оборудованием и инвентарем в соответствии с типовым перечнем до 84%.

 Руководство УО

2024г.

 

 

 

Развитие двигательных умений и навыков

58.

Переоснастить учебные кабинеты начальных классов партами с наклонной рабочей поверхностью

 Руководитель УО

 

 

2024г.

 

Снижение уровня заболеваемости нарушением осанки, сколиозом

 

 

VI.

 

        

  Создание комфортных условий для оздоровления детей

 

59.

Продолжить совершенствование материально-технической базы пришкольных лагерей с дневным пребыванием.

 

Директор пришкольного лагеря с дневным пребыванием.

2024г.

 

 

 

 Сохранение и укрепление здоровья детей

60.

Обеспечить соблюдение условий хранения пищевых продуктов, технологии приготовления блюд

Директор пришкольного лагеря с дневным пребыванием.

2024г.

Сохранение и укрепление здоровья детей

61.

 Обеспечить проведение физкультурно-оздоровительных  мероприятий согласно утвержденному плану смены.

Провести ремонт спортивно-игровых площадок

 

 

Директор пришкольного лагеря с дневным пребыванием.

2024г.

 

 

 

 

 Сохранение и укрепление здоровья детей

 

VII.

                   

    Организационно-методическая работа

 

62.

Рассмотрение вопросов здоровьесбережения обучающихся на совещаниях при директоре, при зам. директора  по ВР

Руководство УО

 Октябрь, апрель

Принятие мер направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся

 

VIII.

 

 

    Повышение эффективности

           надзора за:

 

63.

соблюдением гигиенических требований при организации учебно-воспитательного процесса (учебной нагрузки, рассаживанием, сменностью занятий)

 Руководство УО

Сентябрь, январь

 

Сохранение и укрепление здоровья детей

 

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

ФОТООБЗОР МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

25 апреля

Встреча с врачом-педиатром Поречской амбулатории: профилактика наркомании

30 марта

День традиций учреждения образования

 

9 марта

День пропаганды здорового образа жизни

10 февраля

День Спорта и Здоровья

 

13 января

Физкультурный праздник «Здравствуй, зимушка-зима!»

9 января

Встреча с медработниками: профилактика педикулеза и чесотки

6 января 

Спортивные состязания на свежем воздухе

 

9 декабря 2023 г

День пропаганды здорового образа жизни

свернуть