Инновационный опыт

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ И ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Закон Республики Беларусь О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь (Закон РБ О государственной инновационной политике и инновационной деятельности) от 10 июля 2012 г. № 425-З (.doc)

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Закон Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»

Приказ Министра образования Республики Беларусь от 22.08.2022 № 517 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году»

 

РЕКОМЕНДАЦИИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Рекомендации НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь по организации экспериментальной деятельности в учреждениях образования

Порядок осуществления информационно-аналитического и научно-методического сопровождения инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь (утвержден на заседании экспертного совета Академии последипломного образования (протокол № 1 от 20.03.2012))

свернуть

Инновационный опыт по теме «Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся»

Выступление на педсовете по проекту «Внедрение модели устноисторических исследований малоизвестных страниц истории родного края как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся»

Календарный план инновационной деятельности на 2015/2016 учебный год

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ о результатах реализации инновационного проекта «Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся» в 2015/2016учебном году

Педагогический дневник участника инновационного проекта  Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций учащихся ​Тема: Создание системы взаимодействия участников проекта посредством организации постоянно действующего круглого стола.

Диаграммы по проекту

Итоги деятельности педагогического коллектива в ходе реализации инновационного проекта «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям»

ТВОРЧЫ ПРАЕКТ “СТВАРЭННЕ КУЛЬТУРНА-ПАЗНАВАЛЬНАГА МАРШРУТА ПА  АГ. ПАРЭЧЧА ГРОДЗЕНСКАГА РАЁНА”

Буклет "Поречье: от станции до агрогородка"

Сценарий мероприятия “Запрашаем на Каляды”

Сценарий мероприятия "Свята культур"

Положение о проведении  спортивно-краеведческой игры «Поречье: знакомый незнакомец» 

Сборник стихов "Парэцкія калыханачкі для сучасных матулечак"

Статья «Свет нашей истории»

Статья "ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ В ДЕЙСТВИИ. Устная история Поречской земли"

свернуть

Инновационный опыт по теме "Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения обучающихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям"

Целесообразность и актуальность модели

Требования сегодняшнего дня ставят перед нами проблему профессионального самоопределения  учащегося. Именно технология открытого образования как образовательного путешествия позволяет нам разрешить данную проблему. Так как технология образовательного путешествия предоставляет возможность преобразовать окружающую среду в среду развития личности, соединить реальное или виртуальное передвижение в пространстве с освоением культурно-исторического опыта человечества. В данном инновационном проекте образовательное путешествие ориентировано на освоение профессий, востребованных в настоящее время в стране и регионе, что позволяет закрепить выпускников школ в своей местности. Технология образовательного путешествия, как никакая другая форма организации внеурочной деятельности, расширяет возможности учащихся ознакомиться с современными профессиями, востребованными, прежде всего, в регионе проживания; способствует формированию активной гражданской позиции, воспитанию любви к своей малой родине, ценностного отношения  к истории и культуре родного края, ответственности за его будущее.

Предоставление учащимся возможности для движения по собственной траектории профессионального становления посредством технологии образовательного путешествия как одной из моделей регионального образовательного кластера при осуществлении педагогической и тьюторской поддержки, самоопределения и самореализации в учреждении образования позволило сформировать инновационный педагогический опыт, направленный на расширение выявленной социально-педагогической проблемы.

Педагогический коллектив учреждения образования имеет определенный опыт экспериментальной и инновационной деятельности. Этот опыт показал преимущество технологий открытого образования, которые предоставляют учащимся возможность в решении данной проблемы – организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учётом их способностей и интересов, а также потребности региона.

Актуальность данного проекта заключается в том, что в Гродненской области существует разрыв между востребованными в области специальностями и желаниями молодых людей, выбирающих профессию. Например, количество юристов превышает запросы в 1, 7 раз. И в нашей школе были проблемы выбора профессий у выпускников. Наблюдался недостаточный уровень информированности учащихся школы и их родителей (законных представителей) о возможных траекториях жизненного и профессионального самоопределения. Это послужило причиной коллективу нашей школы искать пути решения данной проблемы. Было проведено мини-исследование по данной теме.  В ходе результатов исследования и проведенных опросов о выборе профессий учащихся 9-11 классов было принято решение искать пути преодоления данной проблемы.

    Участие в  инновационном проекте «Внедрение модели  регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям» стало решением задачи по  формированию профессионального самоопределения учащихся через их активное включение в процесс познания мира профессий с помощью образовательного путешествия,  посредством разработки и реализации индивидуальных образовательных программ, так как учащиеся получают не только новые знания, способы действий, но и происходит  их профессиональное самоопределение. 

Структура и содержание инновационной модели

 

Проблема формирования личности, готовой к успешной самореализации в мире труда решается в педагогической практике средствами предпрофильной и  профессиональной ориентации. В нашей стране сложилась определённая система профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования: создание профильных классов, проведение профессиональных проб, организация мультипрофильного обучения, тематические информационные и классные часы, факультативные и стимулирующие занятия, экскурсии на предприятия и др. Ведущей целью профориентационной работы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Однако многие учащиеся определяются с будущей профессией уже после окончания школы. Зачастую студенты разочаровываются в полученном образовании и приходят к выводу, что выбранное направление им неинтересно. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодёжи.

Таким образом, актуальность формирования профессионального самоопределения обучающихся обусловлена следующими проблемами:

недостаток информированности учащихся учреждений общего среднего образования и их родителей (законных представителей) о возможных траекториях жизненного и профессионального самоопределения;

выбор профессии без учёта интересов, способностей, личностных психофизиологических особенностей;

несоответствие профессионального выбора части выпускников реальным потребностям социально-экономического комплекса страны в кадрах определённых профессий.

В связи с этим важен поиск современных подходов к формированию имиджа профессии, раскрывающего новый социально-психологический облик рабочего и специалиста, способного к личностному и профессиональному самоопределению, профессиональному росту и развитию, преодолению социальных и профессиональных стереотипов, созданию новых жизненных, социальных и профессиональных эталонов.

Для решения данной проблемы существуют различные образовательные модели и технологии. На наш взгляд, более результативной  является технология образовательного путешествия. Образовательное путешествие – это педагогическая технология, которая позволяет преобразовать окружающую среду в среду развития личности, соединить реальное или виртуальное передвижение в пространстве с освоением культурно-исторического опыта человечества. В данном инновационном проекте образовательное путешествие ориентировано на освоение профессий, востребованных в настоящее время в стране и регионе, важной задачей которого является закрепление выпускников школ в своей местности. Технология образовательного путешествия, как никакая другая форма организации внеурочной деятельности, расширяет возможности учащихся ознакомиться с современными профессиями, востребованными, прежде всего, в регионе проживания; способствует формированию активной гражданской позиции, воспитанию любви к своей малой родине, ценностного отношения  к истории и культуре родного края, ответственности за его будущее.

В предлагаемой модели формирования профессионального самоопределения учащихся учитывается накопленный эффективный опыт работы учреждений образования и расширяются возможности погружения в ту или иную профессию в процессе реализации индивидуальных образовательных программ учащихся с учётом их образовательных потребностей и потенциальных возможностей посредством технологии образовательного путешествия. Реализация индивидуальных образовательных программ предполагает поиск и изучение информации о конкретной профессии, проведение мини-исследований, встречи со специалистами в самом различном формате, посещение предприятий, связанных с изучаемой профессией; профессиональные пробы (по возможности). Это позволяет сделать учащимся вывод о том, какие требования предъявляются к специалистам современного производства, какие новые технологии используются в той или иной профессии, а следовательно, какие учебные предметы важны для получения профессии, какими личностными качествами должен обладать работник, чтобы обеспечить эффективность профессиональной деятельности. Достоинством данной модели является  её практическая значимость, так как в результате образовательного путешествия обучающимися создаётся банк обобщённых материалов (статьи, фотоальбомы, видеоролики и др.) изученных профессий для дальнейшего использования в профориентационной работе в учреждении образования.

Таким образом, реализация инновационного проекта «Внедрение модели формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия» в учреждениях общего среднего образования способствует:

формированию метапредметных компетенций и личностному развитию учащихся;

предоставлению каждому учащемуся широких возможностей для активного включения в процесс познания мира профессий;

раскрытию реальных перспектив социализации, пробуждения и развития способностей формирующейся индивидуальности, независимо от её образовательных потребностей и потенциальных возможностей;

реализации действенного способа формирования профессионального самоопределения учащихся.

«Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям»

Выявленные условия эффективности внедрения модели

Задача современной школы заключается в создании для учащихся благоприятных условий для формирования профессионального самоопределения. С целью внедрения в профориентационную работу учреждения образования новых технологий реализуется инновационный проект «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям». Осуществляя образовательное путешествие, инновационными группами было установлено, что данная педагогическая технология не только способствует формированию профессионального самоопределения учащихся, но и обладает большим потенциалом в ходе формировании метапредметных компетенций. Это  предполагает преобразование окружающей среды в среду развития личности, соединяет передвижение в пространстве с изучением мира профессий, дает возможность освоить историко-культурный опыт человечества в различных сферах трудовой деятельности, то есть способствует самореализации личности в сфере трудовой деятельности.

  Для формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия необходимо решить следующие задачи:

1.     Определить управленческие механизмы реализации инновационного проекта в учреждении общего среднего образования посредством создания информационно-аналитического центра.

2.     Разработать проекты образовательных путешествий, индивидуальные образовательные маршруты и программы учащихся по ознакомлению с различными профессиями.

3.   Обеспечить научно-методическое, психолого-педагогическое и тьюторское сопровождение реализации индивидуальных образовательных программ учащихся по ознакомлению с профессиями посредством организации образовательных путешествий.

4. Повысить профессиональную компетентность педагогов в области формирования профессионального самоопределенияучащихся на основе организации постоянно действующего семинара, самообразования и других форм непрерывного профессионального образования.

5. Сформировать, обобщить и распространить эффективный инновационный опыт работы в массовую педагогическую практику.

  С целью эффективной реализации инновационного проекта необходимо сформировать и поддерживать в актуальном состоянии нормативную базу обеспечения инновационной деятельности в учреждении образования. На основе анализа кадровой ситуации определить группу педагогов, участвующих в реализации проекта, направления их деятельности, распределить функциональные обязанности, на протяжении проекта согласовывать продолжение работы педагогов над темами мини-исследований в рамках проекта. При реализации инновационного проекта необходимо материально стимулировать участников инновационной деятельности.

  Для того, чтобы успешно работать, система управления реализацией инновационного проекта должна быть построена на современных принципах менеджмента: полномочия и ответственности, единства действий, инициативы и др. Ведущими подходами при этом должны быть средовой и синергетический, которые будут содействовать формированию корпоративной культуры. Таким образом, для эффективного внедрения модели регионального образовательного кластера требуется наличие кадровых, научно-методических, информационных и материально-технических условий.

  Создание единого управленческого пространства, распределение функционала между участниками проекта, включение педагогов-инноваторов во все этапы инновационной деятельности, реализация принципа равноправия, поддержка педагогической инициативы позволят повысить уровень методологической составляющей проекта, обеспечить его практическую значимость. Педагогическая инициатива должна быть широко использована при планировании инновационной деятельности и разработке годового плана работы учреждения образования, что обеспечит единство, взаимосвязь и преемственность в достижении результатов инновационного проекта. Включение педагогов в процесс планирования,  практико-исследовательская деятельность в рамках реализации инновационного проекта позволят обеспечить продуктивный подход и совершенствовать содержание планирования, будет способствовать повышению их методологической грамотности (овладение понятийным аппаратом, технологиями), пониманию своей практической деятельности.

  Таким образом, планирование будет отвечать поставленным задачам, способствовать их реализации. Для педагогических работников создаются условия для горизонтального карьерного роста, что обеспечит устойчивую мотивацию в работе.

   Контроль, как вид управленческой деятельности, должен представлять собой сбор информации, её анализ, принятие управленческого решения по устранению недостатков и дальнейшему совершенствованию образовательного кластера в рамках инновационного проекта. Управленческий контроль, как одна из функций управления инновационной деятельностью, должен осуществляться на основе самоконтроля посредством посещений и взаимопосещений учебных занятий, анализа ведения документации, рефлексивных встреч, супервизии. Организованное взаимодействие участников проекта способствует мотивации педагогов, обеспечит обратную связь, поможет выявить проблемы, установить причины неудовлетворительного профессионального самоопределения, скорректировать деятельность, а участникам проекта – принять на себя ответственность за коллегиальные результаты.

         Таким образом, систематизация и обобщение материалов самоконтроля позволит мобильно регулировать индивидуальный профессиональный маршрут учащихся и образовательное путешествие в целом, а разработанные и реализованные управленческие механизмы внедрения модели организации учебной деятельности учащихся с различными образовательными потребностями обеспечит целенаправленную работу по реализации инновационного проекта.

  Реализация инновационного проекта дает возможность педагогам, непосредственным участникам проекта, а также всему педагогическому коллективу приобрести опыт педагогической деятельности в сопровождении исследовательской деятельности учащихся: в определении содержания работы, в поиске эффективных форм, методов и приёмов по её реализации, повысить уровень аналитической и исследовательской культуры.

  С целью успешной реализации идей инновационного проекта должна быть необходимая материально-техническая база: информационно-библиотечный центр, компьютерный класс, методический кабинет оборудованный множительной техникой; персональные компьютеры в составе локальной вычислительной сети с выходом в Интернет; интерактивная доски; ноутбуки; мультимедийные проекторы; аккустическая система; информационно-методические ресурсы, электронная  почта,  сайт и другое. 

  Информационно-образовательная среда учреждения позволит педагогам-инноваторам создавать и технически грамотно оформлять образовательные путешествия, использовать на уроках и внеклассных мероприятиях готовые и авторские образовательные продукты. 

Кадровый состав участников инновационного проекта должен характеризоваться высоким квалификационным уровнем.

  Научно-методическое обеспечение проекта, как правило, осуществляют консультанты. Консультантами оказывается помощь в определении тем педагогических исследований участников инновационного проекта, целей, задач и критериев, в соответствии с которыми педагогами определяются результаты инновационной деятельности.

  Участие в работе семинаров позволит приобрести знания в области формирования ключевых компетенций учащихся, ознакомиться с научными теориями и разработками, лежащими в основе инновационной идеи проекта, изучить современные подходы к организации инновационной деятельности в учреждении образования.

  Таким образом, условия реализации инновационного проекта обеспечат создание эффективной  инновационной среды.    

 Алгоритм реализации модели

Модель формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия предназначена для учащихся учреждений общего среднего образования (II-я и III-я ступени обучения). Образовательное путешествие в одну из профессий может быть организовано для учащихся одного класса или для учащихся разных классов, интересующихся данной профессией. Образовательных путешествий в течение учебного года может быть несколько. Продолжительность образовательного путешествия в профессию обусловливается её спецификой, возрастом учащихся, уровнем сформированности их метапредметных компетенций и др. Выбор профессии для её освоения определяется с помощью опроса, анкетирования и др. Погружение в профессию происходит в процессе реализации индивидуальной образовательной программы в рамках образовательного путешествия. Индивидуальные образовательные программы по освоению профессии разрабатываются с учётом образовательных потребностей и потенциальных возможностей учащихся. Реализация индивидуальных образовательных программ проходит во внеурочной деятельности, на факультативных и учебных занятиях (в соответствии с темами учебной программы).

Структура  модели формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия представляет собой систему взаимодействия всех участников образовательного процесса (руководителей учреждения образования, педагогических работников, учащихся, их родителей (законных представителей). (Приложение 1)

К реализации модели привлекаются социальные партнёры из учреждений высшего образования, культуры, здравоохранения, правоохранительных органов; различных организаций, предприятий) в зависимости от выбора изучаемой профессии. При разработке модели учтены основные ресурсные возможности учреждения образования (организационные, информационные, кадровые, научно-методические, материально-технические, финансовые и др.).

Для осуществления управленческой деятельности по внедрению модели профессионального самоопределения в учреждении общего среднего образования создаётся информационно-аналитический центр образовательного путешествия (далее ИАЦ ОП) из числа педагогических работников (участников инновационной деятельности); учащихся, владеющих метапредметными компетенциями; родителей (законных представителей) учащихся, социальных партнёров учреждения образования и представителей изучаемой профессии. Состав членов ИАЦ ОП может меняться в зависимости от выбранной темы образовательного путешествия.

Примерные виды деятельности членов ИАЦ ОП представлены в таблице 1.

Таблица 1. – Информационно-аналитический центр

Деятельность членов центра

Итоговый продукт ОП

Разработка проекта образовательного путешествия в различные профессии; рецензирование предлагаемых проектов.

Распределение ролей среди учащихся и составление индивидуальных образовательных маршрутов по освоению профессии.

Организация тьюторского сопровождения по разработке и реализации индивидуальных образовательных программ.

Анализ и систематизация содержания и качества представленных продуктов (результата).

Оценка содержания и оформления представленных продуктов и рекомендации по их коррекции.

Организация презентации итоговых материалов мини-исследования.

Рефлексия. Определение удовлетворённости результатами.

Конференция,

ярмарка,

фестиваль,

видеофильм,

сайт мини-исследований различных видов профессий

При реализации проектов образовательного путешествия в различные виды профессий в учреждении образования, прежде всего, проводится психолого-педагогическая диагностика (собеседование, анкетирование, тестирование и др.) учащихся с целью выявления образовательных потребностей и потенциальных возможностей учащихся. В диагностике принимают участие руководители учреждения образования, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, учителя, работающие в данном классе, родители (законные представители). На основе результатов проведённой диагностики определяются дальнейшие шаги по организации образовательного путешествия в будущую профессию для удовлетворения интересов и образовательных потребностей каждого учащегося.

Знакомство с конкретной профессией происходит в процессе реализации индивидуальных образовательных программ при выполнении определенных ролевых действий. Например, при организации путешествия в гуманитарные профессии роли могут быть распределены следующим образом: журналисты, операторы-постановщики, редакторы, дизайнеры-конструкторы, аналитики, информаторы, статисты и другие (примерные виды деятельности учащихся в соответствии с выбранной ролью даны в таблице 2).

Таблица 2. – Деятельность учащихся в соответствии с выбранной ролью

Роль

Деятельность

Результат

Журналист

Поиск и изучение информации.

Отбор и систематизация необходимой информации.

Анализ содержания и качества собранной информации.

Обобщение и предоставление информации в ИАЦ ОП.

Оценка и коррекция проделанной работы с учетом замечаний и предложений ИАЦ ОП.

Презентация собранных материалов.

Рефлексия. Определение удовлетворённости результатами своей работы.

Разработка нового образовательного маршрута.

Список литературы

Отобранная  актуальная информация

Презентационный материал (буклет, стенгазета, статья, инфоминутка по радиоузлу и др.)

Оператор-постановщик

Отбор, изучение и систематизация необходимых объектов для фотосессии и видеосъёмки на основе изученного материала.

 Создание фото и видео материалов (съёмка, обработка, печать).

Обобщение  и предоставление  фото и видео материалов в ИАЦ ОП (выбор качественных снимков, соответствующих статьи журналиста).

Оценка и коррекция проделанной работы с учетом замечаний и предложений ИАЦ ОП

Презентация собранных материалов.

Рефлексия. Определение удовлетворённости результатами своей работы.

Разработка нового образовательного маршрута.

Качественные продукты фото и видеосъёмки

 

Презентационный материал (видеоролики, фоторепортажи, коллажи, мультимедийные презентации, материал для интерактивных заданий)

Редактор

Изучение информации.

Сбор, оценка, редактирование (коррекция) предоставленного журналистами и операторами-постановщиками материала.

Предоставление  обобщённой информации в ИАЦ ОП.

Оценка и коррекция проделанной работы с учетом замечаний и предложений ИАЦ ОП.

Презентация собранных материалов.

Рефлексия. Определение удовлетворённости результатами своей работы.

Разработка нового образовательного маршрута.

Пакет презентационных материалов (статья, коллаж, стенгазета, материал для сайта)

Дизайнер-конструктор

 

Оценка, ранжирование и систематизация полученного материала.

Проектирование готового дизайнерского продукта.

Демонстрация и презентация продукта в ИАЦ ОП.

Оценка и коррекция проделанной работы с учетом замечаний и предложений ИАЦ ОП.

Рефлексия. Определение удовлетворённости результатами своей работы.

Разработка нового образовательного маршрута.

Готовый дизайнерский продукт образовательной области

 

Бренд-менеджер

Анализ содержания, предоставленного дизайнером-конструктором продукта.

Построение траектории продвижения готового продукта.

Оценка значимости презентационного продукта.

Реализация продвижения готового продукта.

Рефлексия. Определение удовлетворённости результатами своей работы.

Разработка нового образовательного маршрута.

Процесс продвижения продукта (выражающийся
в %, количестве мероприятий)

 

Если профессия связана со знанием естественно-математических наук, роли могут быть другими: физики, химики, биологи, математики, аналитики и др. После выбора профессии, учащиеся распределяются по группам в соответствии с образовательными потребностями. В состав группы входят также педагог с тьюторской позицией (участник инновационной деятельности), учащийся из ИАЦ ОП, представитель данной профессии и др.

Группа разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут по ознакомлению с определённой профессией. Затем под руководством педагога на основе данного маршрута разрабатываются индивидуальные образовательные программы для каждого участника образовательного путешествия в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями. Продукты, полученные в процессе реализации индивидуальных образовательных программ, обобщаются и представляются в ИАЦ ОП.

Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов и программ проводится в соответствии со следующими этапами.

1. Целеполагающий – постановка цели и задач по ознакомлению с профессией;

2. Проектировочный – разработка коллективного образовательного маршрута с обозначением контрольных точек выполнения определённых заданий; выбор роли для ознакомления с профессией; разработка индивидуальныхобразовательных программ в рамках образовательного путешествия в будущую профессию в соответствии с выбранной ролью и учётом потенциальных возможностей учащихся.

3. Реализационный – поиск и изучение информации о конкретной профессии; проведение мини-исследований встречи со специалистами в самом различном формате; посещение предприятий, связанных с изучаемой профессией; профессиональные пробы (по возможности); фиксация результатов выполнения задания в контрольных точках; отбор и систематизация изученного материала.

4. Аналитико-рефлексивный – анализ, само- и взаимооценка и обобщение полученного продукта; представление материалов в ИАЦ ОП.

5. Обобщающий – внесение коррективов, подготовка презентационного материала, самоопределение учащегося и обоснование целесообразности в дальнейшем продолжать осваивать данную профессию.

Итоговый продукт реализации индивидуальной образовательной программы учащихся может быть представлен во время фестиваля, конференции, ярмарки, выставки; в виде стендового доклада; размещения на школьном сайте и др.

Профессиональное самоопределение учащихся происходит в процессе реализации индивидуальных образовательных программ при погружении в определённую профессию. При подведении итогов в конце образовательного путешествия учащийся делает вывод, насколько она ему интересна, нужна, важна; что необходимо для того, чтобы её освоить. Однако может произойти и обратное, т.е. данная профессия ему неинтересна, или он не сможет ею овладеть ввиду своих индивидуальных психофизических особенностей. В таком случае учащийся выбирает себе образовательное путешествие в другую профессию.

Важно, что в процессе образовательного путешествияу учащихся формируются следующие метапредметные компетенции:

учебно-познавательные – совокупность умений учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки [31];  работа с учебными моделями, использование знаково-символических средств, общих схем решения поставленных задач;

проблемно-поисковые, обеспечивающие самостоятельную деятельность учащихся по решению возникающих проблем (умение видеть проблемы, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить теоретические и практические исследования, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить сообщения, презентации, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);

информационные, включающие владение современными средствами информации и мультимедийными технологиями, понимание возможности их применения и критическое отношение к информации, распространяемой СМИ; владение текстовой культурой (поиск, анализ и отбор актуальных информационных материалов из различных источников, их систематизация, определение ценности для процесса приобретения — передачи знаний);

регулятивные, обеспечивающие учащимся организацию их учебно-познавательной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самооценка, саморегуляция.

коммуникативные, обеспечивающие социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Владение метапредметными компетенциями позволит в дальнейшем более глубокому освоению выбранной профессии.

Важное значение в процессе реализации данного инновационного проекта придаётся также формированию и личностных качеств учащихся, таких как способность к критике и самокритике; умение управлять собственным поведением, обладание высоким уровнем регуляции своей деятельности, эмоциональной устойчивостью; умение контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и эффективно реагировать на изменение обстоятельств, принимать решения; владение навыками здоровьесбережения и самосохранного поведения; умение проявлять деликатность и тактичность; умение осуществлять осмысленный ценностный выбор; способность к рефлексивному контролю и адекватной самооценке.

Ожидаемые личностные результаты можно определить следующим образом:

готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Для получения ожидаемых результатов образовательное путешествие важно организовать таким образом, чтобы в процессе его реализации учащиеся не только осваивали ту или иную профессию, но и открывали для себя личностные смыслы. Поэтому путешествие необходимо выстраивать на принципах педагогической эргономики, гуманной педагогики, придавать эмоциональную окраску открывающимся новым знаниям [13].

Таким образом, реализация инновационного проекта «Внедрение модели формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия» в учреждении общего среднего образования способствует формированию у учащихся:

  • профессионального самоопределения;
  • метапредметных компетенций;
  • общего личностного развития.

Модель формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия

Мониторинг процесса и результатов в рамках модели

В процессе внедрения модели регионального образовательного кластера  с целью итогового контроля и отслеживания динамики уровня профессионального самоопределения и личностного роста необходимо проводить мониторинговые исследования. Для оценки эффективности процесса и результатов инновационной деятельности можно использовать критерии и показатели, приведенные в таблице 1.

Таблица 1. Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Критерии

Показатели

Методики изучения

Единицы измерения

1. Профессиональное самоопределение учащихся

Уровень сформированности профессионального самоопределения учащихся

1. Анкетирование.

2. Методика «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова).

3. Опросник по построению личной профессиональной перспективы Н. С. Пряжникова [22].

4 Методика Э.Шейна «Карьерные ориентации» [21].

Положительная динамика в %

2.Метапредметные компетенции учащихся

Уровень сформированности учебно-познавательных компетенций

 

 

1. Карта наблюдений.

2. Диагностика учебно-познавательного интереса (А.Б. Воронцов [15]).

3. Диагностика универсального действия общего приёма решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой [29]) .

4. Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной [29]).

5. Методика дифференцирования типа  мышления (Р. Атаханов[2]).

6. Академические достижения обучающихся, контрольные срезы знаний

Положительная динамика в %

Уровень сформированности проблемно-поисковых компетенций

 

1. Карта наблюдений.

2. Диагностика сформированности умения учиться (А.Б. Воронцов [15]).

Уровень сформированности информационных компетенций

 

1. Карта наблюдений (А.И. Савенков [25]).

Уровень сформированности регулятивных компетенций

 

1. Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая [3])

2. Карта наблюдений, хронокарты  (А.Г. Асмолов [29]).

Уровень сформированности коммуникативных компетенций

1.Карта наблюдений

2. Методика изучения уровня социализированности личности обучающегося» (М.И.Рожков)

3.Моделирование ситуаций

3.Личностное развитие

Уровень личностного развития

1. Личностная позиция в учебной деятельности [29].

2. Изучение самооценки (методика Дембо-Рубинштейна в модификации М.Прихожан).

3. Методика «Когнитивная ориентация» (локус контроля).

4. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Положительная динамика в %

4.Профессиональ-ные компетенции педагогических работников 

Уровень сформированности профессиональных компетентностей педагогов в области организации образовательного путешествия как способа формирования профессионального самоопределения учащихся

Анкетирование.

Беседы.

Аттестация.

Положительная динамика в %;

количество публикаций, выступлений и др.

5.Удовлетворение образовательных потребностей субъектов образовательного процесса

Удовлетворенность учащихся процессом и результатами обучения.

Отношение педагогов, администрации, родителей (законных представителей) учащихся к нововведению

Анкетирование, опрос, внутренняя и внешняя экспертиза.

Положительная или стабильная  динамика в %

Полученные результаты

  1. Функционирование информационно-аналитического центра образовательного путешествия.
  2. Банк проектов образовательных путешествий в различные виды профессий.
  3. Пакет индивидуальных образовательных маршрутов и программ учащихся изученных профессий.
  4. Материалы (статьи, презентации, фотоальбомы, видеоролики и др.) по итогам реализации индивидуальных образовательных программ изученных профессий.
  5. Учебно-программная документация и содержание семинаров-практикумов по освоению модели формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия.
  6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области формирования профессионального самоопределения учащихся.
  7. Методические рекомендации по его распространению в массовой образовательной практике.

В результате внедрения модели организации образовательного путешествия получено повышение уровня сформированности профессионального самоопределения и метапредметных компетенций учащихся, развитие учебно-познавательной активности, личностных качеств учащихся и их готовности к социализации.

Необходимо акцентировать внимание, что общая динамика обученности и развития учащихся фиксируется на основе содержательного контроля и оценки, контрольно-оценочных работ и результатов психолого-педагогической диагностики в сравнении на начало и конец учебного года, по годам. Итоги диагностики по предложенным методикам изучения можно систематизировать в таблицах (https://yadi.sk/i/xJVbY6EJeQjEZg).

Ограничения и риски при использовании модели

Для внедрения данной модели ограничений практически не имеется. Она не требует дополнительных материальных затрат и строится на базе имеющихся ресурсов. Однако при перенесении данной инновационной модели в другое учреждение образования возможны следующие ограничения и риски:

-недостаточная теоретическая и методологическая подготовленность педагогов в вопросах разработки проектов образовательных путешествий, индивидуальных образовательных маршрутов и программ учащихся по ознакомлению с различными профессиями,

-предварительная подготовка, особые умения, мастерство при непосредственном тьюторском сопровождении учащегося в рамках индивидуального образовательного маршрута;

-отсутствие педагога-психолога в учреждении образования.

        Механизмы оперативного реагирования для решения проблем:

-повышение профессиональных компетентностей педагогов в области организации образовательного путешествия как способа формирования профессионального самоопределения учащихся на основе организации постоянно действующего семинара;

-практико-ориентированное обучение педагогов по организации исследовательской деятельности тьюторанта посредством посещения учебных занятий, факультативов, объединений по интересам, индивидуальных занятий с педагогами;

-изучение социально-экономической ситуации на рынке труда Республики Беларусь, в своем регионе;

-самообразование педагогов по вопросам профориентационной работы, формированию метапредметных компетенций учащихся; обучения в сотрудничестве, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, развития познавательной активности учащихся;

-наличие памяток, аннотированных списков литературы, ссылок на электронные источники и ресурсы;

-внедрение в практику современных форм методического сопровождения педагогов (тьюторство, тренинг, учебная деловая игра, супервизия и т.д.) и методов (проектирования, моделирования, интерактивных и исследовательских методов);

-организация открытого взаимодействия и взаимного информирования педагогов, использующих технологию образовательного путешествия;

-творческий подход, систематическая и целенаправленная реализация индивидуальных образовательных программ учащихся по ознакомлению с профессиями посредством организации образовательных путешествий.

Список рекомендуемой литературы

 
  1. Арапова, А. В. Образовательные путешествия для развития учебной самостоятельности школьников [Электронный ресурс] / А. В. Арапова,
    Т. В. Никонова // Концепт. – 2017. – Т. 27. – С. 10-12. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/574003.htm. – Дата доступа: 04.12.2017.
  2. Атаханов, Р. Математическое мышление и методики определения уровня его развития / Р. Атаханов; под науч. ред. В. В. Давыдова. – М.; Рига: [б. и.], 2002. – 208 с.
  3. Гальперин, П. Я. Проба на внимание [Электронный ресурс] / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая.– Режим доступа: http://imcluga.ru/proba-na-vnimanie-p-ya-galperin-i-s-l-kabylnickaya/. – Дата доступа: 20.02.2019.
  4. Глазунова, О. С. Метапредметный подход. Что это? [Электронный ресурс] / О. С. Глазунова // Учительская газета. – 2011. – № 9. – Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64. – Дата доступа: 4.12.2018.
  5. Гордеева, В. И. Развитие метапредметных действий при исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] / В. И. Гордеева. – Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/70-1-0-4042. – Дата доступа: 22.08.2018.
  6. Дьяченко, В. К. Новая дидактика / В. К. Дьяченко. – М.: Нар. образование, 2001. – 493 с.
  7. Зак, А. З. Диагностика видов мышления у младших школьников /
    А. З. Зак: метод. рекомендации для учителей и практ. психологов. – М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. – 86 с.
  8. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие / Е. А. Климов. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
  9. Ковалева, Т. М. Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов [Электронный ресурс] /
    Т. М. Ковалева, Н. В. Рыбалкина. – Режим доступа: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/65. – Дата доступа: 04.12.2018.
  10. Колмакова, В. И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие метапредметных компетенций учащихся [Электронный ресурс] /
    В. И. Колмакова. – Режим доступа: http://u4eba.net/sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na-razvitie-metapredmetnyih-kompetentsiy-uchashhihsya.html. – Дата доступа: 04.12.2018.
  11. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев [и др.]. – М : Федеральный институт развития образования. – М.: Перо, 2014. – 38 с.
  12. Коробкова, Е. Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. Н. Коробова. – СПб., 2004. –18 с.
  13. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие /
    В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М.: Академия, 2007. – 352 с.
  14. Лупанова, H. A. Профессиональное самоопределение как педагогическая категория / Н. А. Лупанова // Изв. Пензенского госуд. пед. унив-та им. В.Г. Белинского. – Серия: Общественные науки. Пенза, 2011. – № 24. – С. 702-711.
  15. Набор методик для работы учителя и психолога с показателями развития учащихся / сост. А. Б. Воронцов // Нач. шк. — 1999. — № 7. — С. 77-87.
  16. Никонова, Т. В. «Образовательное путешествие» как инновационная технология профессиональной ориентации школьников / Т. В. Никонова, Г. А. Клюева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – №10. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2018/186093.htm. – Дата доступа: 20.02.2019.
  17. Организация инновационной деятельности в учреждениях образования / сост. С. Д. Шакура; под ред. Г. И. Николаенко. – Минск: АПО, 2010. – 224 с.
  18. Позняков, В. В. Моделирование метапредметных компетенций: инновационный ракурс / В. В. Позняков // Инновационное образование: теория и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 22-23 дек. 2011 г. / редкол.: С. А. Аксючиц [и др.]; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2011. – С. 203-213.
  19. Пономарева, Т. В. Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса / Т. В. Пономарева // Молодой ученый. – 2015. – № 12. – С. 792-795.
  20. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / Л. А. Головей
    [и др.]; под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Речь, 2002. – 693 с.
  21. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / под редакцией Г. Никифорова, М. Дмитриевой, В. Снеткова. – СПб. : Питер, 2001.
  22. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников. – М.: Академия, 2007. – 503 с.
  23. Рубцов, В. В. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / В. В. Рубцов. – М., 2007.
  24. Савельева, Т. М. Диагностика и процесс психического развития / Т. М. Савельева // Теоретические проблемы развивающего образования: сб. ст.; науч. ред.
    Т. М. Савельева. – Минск: НИО, 2002. – С. 133-146.
  25. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. – Самара: Учеб. лит., 2004. – 80 с.
  26. Сманцер, А. П. Профессиональное саморазвитие как системное образование / А. П. Сманцер // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы VII междунар. науч.-прак. конф., Москва, 17-18 апреля 2014 г. / РУДН ; науч. ред. В. Иказаренков. – М.: РУДН, 2014. – С. 289-293.
  27. Сманцер, А. П. Воспитание ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих педагогов в процессе обучения в университете // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: материалы VII междунар. науч. конф. / под ред. Л. В. Чепиковой; Смоленский государственный университет. – Смоленск: СмолГУ, 2018. – С. 79-87.
  28. Солдатенко, Ю. В. Использование технологии «образовательное путешествие» в дополнительном образовании детей / Ю. В. Солдатенко. – Электронное периодическое издание «Наукоград», 2015.
  29. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя /
    А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под ред.
    А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
  30. Хуторской, А. В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос. – 2012. – № 1. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm. – Дата доступа: 13.10.2018.
  31. Хуторской, А. В. Современная дидактика: учебник / А. В. Хуторской. – СПб. : Питер бук, 2001. – 536 с.
  32. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман. – М.: Интерпракс, 1994. – 156 с.
  33. Шакура, С. Д. Образовательное путешествие: формируем у учащихся метапредметные компетенции / С. Д. Шакура // Нар. асвета. – 2018. – № 8. – С. 11-14.
  34. Яровая, Е. А. О метапредметных компетенциях и их видах / Е. А. Яровая. – Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/konfer40/126.pdf. – Дата доступа: 04.12.2018.
  35. Smantser Anatol. Pedagogical conditions of future teacher׳s personal and professional of future teacher self-development // Contemporary University Education / Association of the Professors from Slavonic Countries. Cofia, 2016. – P. 9-12.

Из опыта работы

свернуть