Цифровая трансформация

Нормативная правовая база

 

Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об использовании современных информационных технологий в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования в 2022/2023 учебном году»

Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г., № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» с изменениями и дополнениями  перейти

Указ Президента Республика Беларусь, 1 февраля 2010 г., № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» с изменениями и дополнениями перейти

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г., № 645 «О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций»  изменениями и дополнениями  перейти

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2017 года №797 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций» перейти

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 июня 2013 г., № 59 Санитарные нормы и правила «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», Гигиенического норматива «Предельно допустимые уровни нормируемых параметров при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами» перейти

Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 годы : одобрено Постановлением коллегии Министерства связи и информатизации Республики Беларусь 30 сентября 2015 № 35 и утверждена на заседании Президиума Совета Министров (протокол от 03.11.2015 № 26) перейти
 
Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г., № 262-3 «Об авторском праве и смежных правах» перейти (Верхняя палата белорусского Парламента готовит поправки в действующий Закон «Об авторском праве и смежных правах» перейти)
 
Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г., № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» перейти
 
Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 102-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» перейти
 
Указ Президента Республика Беларусь, 1 февраля 2010 г., № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» перейти
 
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г., № 645 «О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций» перейти
 
Государственный стандарт СТБ П 2105-2012 «Информационные технологии. Интернет-сайты государственных органов и организаций. Требования» перейти
 
 Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 года № 235 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь от 01.04.2016. - 2016. - 5/41866 открыть(.pdf)
 
Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 18 февраля 2015 г. № 6 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и хранения сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах» перейти
 
Приказ Управления образования Гродненского областного исполнительного комитета от 31.12.2010 г., №332 «О мерах по дальнейшему развитию информационного образовательного пространства Гродненской области, представлении деятельности системы образования региона в сети Интернет»
 
 
РАНЕЕ
Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 года № 235 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь от 01.04.2016. - 2016. - 5/41866 открыть(.pdf)
Программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы» перейти
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2011 г., № 384 «Об утверждении национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы» открыть(.pdf)
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09 августа 2010 г., № 1174 «О стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год» перейти
Отраслевая программа информатизации образования на 2014-2015 годы перейти
свернуть

СМДО

Система межведомственного документооборота государственных органов Республики Беларусь — государственная межведомственная информационная система, обеспечивающая межведомственное взаимодействие государственных органов и иных организаций посредством обмена электронными документами.

Ссылки на видеоуроки по использованию  СЭД "SMBusiness"
Обзорная экскурсия по СЭД "SMBusiness" https://www.youtube.com/watch?v=Cro01-n9QF8


Как получить услуги электронного документооборота


1. Организовать доступ к электронным услугам НЦЭУ

Для организации доступа к электронным услугам НЦЭУ пользователь формирует заявку на организацию канала связи на основании электронной формы.

НЦЭУ обрабатывает и перенаправляет заявку в предприятие связи, которое осуществляет создание и обслуживание VPN канала. После подписания договора между клиентом и провайдером о предоставлении канала связи все вопросы по обслуживанию канала клиент решает непосредственно с провайдером связи.


2. Приобрести средства электронной цифровой подписи

Для работы в системе электронного документооборота пользователь приобретает средства электронной цифровой подписи в республиканском удостоверяющем центре ГосСУОК.

3. Направить заявку на получение электронных услуг (этот шаг будет выполнять отдел образования, спорта и туризма администрации октябрьского района)

После организации доступа к сети передачи данных Национального центра электронных услуг посредством подключения выделенного канала связи с определенными скоростными характеристиками, приобретения средств электронной цифровой подписи пользователь направляет заявку установленного образца в НЦЭУ.
 
 
Указ Президента № 157 предписывает все государственным организациям шагнуть в электронное будущее до конца 2016 года!
 
Нормативные правовые акты

Законы Республики Беларусь

Закон Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года № 113-З (.pdf 159 Kb) «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 15, 2/1665)
Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 279, 2/1552)

Указы Президента Республики Беларусь

Указ Президента Республики Беларусь от 15 марта 2016 г. № 98 «О совершенствовании порядка передачи сообщений электросвязи» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.03.2016, 1/16329)

Указ Президента Республики Беларусь от 15 июня 2015 г. № 243 «Об электронном документообороте при подготовке и принятии правовых актов» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.06.2015, 1/15849)

Указ Президента Республики Беларусь от 23 марта 2015 г. № 135 «О внесении изменений и дополнений в Директиву Президента Республики Беларусь» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.03.2015, 1/15711)

Указ Президента Республики Беларусь от 23 января 2014 г. № 46 (.doc 34 Kb) «Об использовании государственными органами и иными государственными организациями телекоммуникационных технологий» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.01.2014, 1/14787)

Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 590 (.pdf 133 Kb) «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2014 № 1/14720; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.01.2014, 1/14720)

Указ Президента Республики Беларусь 4 апреля 2013 г. №157 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.04.2013, 1/14175; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.04.2013, 1/14175)

Указ Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 515 (.pdf 1,1 Mb) «О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 125, 1/13064; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.04.2013, 1/14175)

Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 29, 1/11368; 2012 г. № 8, 1/13223; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.01.2013, 1/13981)

Постановления Совета Министров Республики Беларусь

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 2016 г. № 299 «Об утверждении критериев отнесения организации к бюджетным организациям, которые имеют незначительный документооборот»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 2015 г. № 584 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 14.07.2015, № 5/40784; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.07.2013, 5/37896)

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 октября 2013 г. № 882 «Об утверждении перечня организаций, оказывающих в качестве информационных посредников электронные услуги посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2013 г., 5/37896; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.10.2013, 5/37896)

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2012 г. № 509 (.pdf 303 Kb) «Об электронных услугах, оказываемых республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг» государственным органам, иным организациям и гражданам на безвозмездной основе, и некоторых мерах по организации предоставления электронных услуг» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 66, 5/35795)

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2012 г. № 138 «О базовых электронных услугах» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 22, 5/35264)

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2011 г. № 1074 (.doc 30 Kb) «Об оказании электронных услуг и реализации государственных функций в электронном виде посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 92, 5/34288)

Постановление Совета Министров от 28 марта 2011 г. № 384 (.pdf 542 Kb) Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011 — 2015 годы

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1174 (.rtf 339 Kb) «О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 197, 5/32317)

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2010 г. № 1086 (.doc 15 Kb) «Об утверждении Положения о порядке удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 183, 5/32219)

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2010 г. № 466 (.doc 18 Kb)«О некоторых вопросах создания и функционирования интегрированного информационного ресурса об имуществе, права на которое ограничены залоговыми обязательствами» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г. № 5/31557)

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2009 г. № 673 (.doc 45 Kb) «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» и о признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 134, 5/29836; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.07.2012, 5/35942)

Постановления Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь

Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 05 августа 2016 г. № 211/11/9 «О порядке осуществления подтверждения операторами электросвязи сведений об абоненте» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.05.2015, 8/29850)

Постановления Министерства связи и информатизации Республики Беларусь
Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 17 апреля 2015 г. № 14 «О внесении изменения в постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 10 апреля 2014 г. № 4» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.05.2015, 8/29850)

Приказы Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь

Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 30 сентября 2016 г. № 70 (.pdf 5,2 Mb) «О внесении изменений и дополнений в Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 27.05.2013 № 33»

Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 10 декабря 2015 г. № 118 (.pdf 188 Kb) «Об утверждении Положения о Государственной системе управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 10.12.2015, 7/3335)

Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 27.05.2013 № 33 (.pdf 5,2 Mb) «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия ведомственных систем электронного документооборота с системой межведомственного электронного документооборота государственных органов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 28.05.2013, 7/2379, с изменениями и дополнениями от 30.09.2016 г.).
свернуть

Конкурс «Компьютер. Образование. Интернет»

Ежегодный республиканский конкурс «Компьютер. Образование. Интернет» проводится с целью повышения качества дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи посредством использования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). 

Задачи конкурса: 

  • поддержка мотивации педагогических работников к самообразованию и использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности;
  • совершенствование информационно-технологической культуры педагогических работников;
  • предоставление педагогам возможности для демонстрации своего творческого потенциала в сфере разработки и использования информационно-коммуникационных технологий;
  • распространение инновационного педагогического опыта в разработке и использовании ИКТ в образовательном процессе;
  • создание открытого банка ЭОР, разработанных участниками конкурса и размещенных на образовательном портале adu.by в разделе Электронное обучение.

К участию в конкурсе приглашаются педагогические работники, коллективы педагогов и учащихся учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых. 

Проекты, победившие в конкурсе, распространяются в учреждениях общего среднего образования бесплатно.

Подробнее о конкурсе:

 

свернуть

Дистанционное обучение

Дистанционное образование — это термин, который используют применительно к широкому спектру образовательных программ и курсов, начиная от обучающих курсов  и курсов повышения квалификации, не имеющих аккредитации (так называемое «неформальное образование»), заканчивая аккредитованными программами высшего образования, которые реализуют возможность тесного общения студентов со своими преподавателями и сокурсниками, как это происходит в очном обучении.

Для того чтобы обеспечить эффективное взаимодействие, при дистанционном обучении используется целый набор инструментов, включая интерактивные компьютерные программыИнтернетэлектронную почту, телефон и т. п.

Дистанционное образование становится чрезвычайно популярной формой обучения в силу своего удобства и гибкости.
Оно устраняет основной барьер, удерживающий многих занятых людей от продолжения образования, избавляя от необходимости посещать занятия по установленному расписанию.
Обучаясь дистанционно, можно выбирать удобное для себя время занятий согласно собственному расписанию.

Дистанционное образование  тесно связано с дистанционным обучением.

Принято считать, что дистанционное образование — это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и учреждение образования), а дистанционное обучение — это процесс получения знаний (за него ответственен обучаемый).

Дистанционное обучение — это форма обучения, представляющая собой взаимодействие педагога и обучаемого на расстоянии, содержащая все компоненты учебного процесса и реализуемая с помощью интернет-технологий и других средств, предусматривающих интерактивность (электронная почта, телефонные переговоры, переговоры с использованием средств сети Интернет). 

Возможные варианты использования дистанционного обучения:

  1. совмещение традиционных очных занятий (урок)  с  дистанционными (например, проведение консультаций, дополнительных занятий для мотивированных детей или, наоборот, для слабоуспевающих);
  2. организация постоянной группы обучаемых (киберкласс) из разных учебных заведений (городов, регионов, стран) для прохождения дистанционного курса, за обучением которых следит (консультирует, помогает) куратор;
  3. дистанционное самообразование без поддержки куратора.

Дистанционное обучение имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Преимущества дистанционного обучения: 

  • Свобода доступа, мобильность
    — обучаться можно практически в любом месте и в любое время, используя любые доступные средства (гаджеты). 
    Занятой человек может обучаться без отрыва от основной работы.
  • Снижение затрат на обучение
    — обучаемый несёт затраты на носитель информации, но не на методическую литературу. Отсутствуют материальные траты на проезд к месту обучения. Стоимость курса будет меньше, так как не учитывается заработная плата педагогов, содержание учебных заведений и т. д. Производство электронных учебных материалов не подразумевает вырубку леса.
  • Гибкость обучения
    — продолжительность и последовательность изучения материалов обучаемый выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.
  • Возможность развиваться в ногу со временем
    — пользователи электронных курсов развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами.
    Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.
  • Потенциально равные возможности обучения
    — обучение становится независимым от качества преподавания в конкретном учебном заведении.
    Дистанционное обучение делает доступным обучение для людей, не имеющих возможности обучаться очно (например, людей с особенностями психофизического развития).
  • Возможность определять критерии оценки знаний
    — в дистанционном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные обучаемым в процессе обучения.

Недостатки дистанционного обучения:

  • Необходима сильная мотивация
    — практически весь учебный материал обучаемый осваивает самостоятельно.
    Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.
  • Электронное обучение не подходит для развития коммуникабельности
    — при электронном обучении личный контакт учащихся друг с другом и преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует.
    Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.
  • Недостаток практических знаний
    — обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено.
    Даже самые современные тренажеры не заменят будущим учителям «живой» практики.
  • Проблема идентификации пользователя
    — пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли обучаемый сдавал экзамены или зачеты, — это видеонаблюдение или очный зачет, что не всегда удобно.
  • Недостаточная компьютерная грамотность
    — во многих странах особенная потребность в дистанционном обучении возникает в отдаленных районах.
    Однако в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет и достаточные знания для прохождения обучения on-line.

Единый информационно-образовательный ресурс 

ДИСТАНЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ ЯКЛАСС В БЕЛАРУСИ

ЯКласс — эффективный вспомогательный инструмент для школьного образования

ЯКласс 

ЯКласс — это:

  • Подготовка к экзаменам и контрольным работам
  • Участие в ТОПах
  • Шаги решения для всех задач
  • Возможность повторить нужную тему или проверь себя перед уроком, по дороге на тренировку или встречу с друзьями.

ЯКласс — эффективный вспомогательный инструмент для школьного образования.

Приглашаем на сайт www.yaklass.by

Дистанционное образование

Сервисы Google в образовании

 
Google Документы
Google Календарь
Поиск Google
Google Диск
Возможности сервисов Google
Блог
Регистрация на gmail.com. Панель навигации по сервисам Google
Google Класс

Средства визуализации информации

Фотоколлаж
Лента времени
Визуализация информации
Интеллект-карты, или Mind maps
Облако слов
QR-код

Сервисы для хранения и публикации материалов

 
Хранение аудиофайлов
Хранение видео
Облачные хранилища данных
Сервисы для хранения информации

Сервисы для создания интерактивных упражнений

 
Сервисы для создания интерактивных упражнений
Конструктор интерактивных заданий LearningApps
Сервисы для создания интерактивного учебного контента
Коллекция кроссвордов
Словесные пазлы
Обучающие игры

Средства для организации обучения

В настоящее время система образования меняется под воздействием сети Интернет. Современные дети рождаются и растут в мире смартфонов, планшетов, ноутбуков и компьютеров.  Учителю порой трудно установить взаимоотношения с учащимися, поддерживать интерес к изучению школьных дисциплин. Классному руководителю также очень важно установить качественную связь с родителями. И желательно, чтобы эта связь была обратной. Родители мало обращают внимание на информацию, размещённую на стендах, не находят времени для общения с педагогами,  но  являются активными пользователями Интернета и достаточно много времени проводят в социальных сетях.

Поэтому современные IT-технологии могут помочь учителю повысить заинтересованность учащихся в учебе, а своевременный контакт позволит сэкономить время на решение проблем, предотвратить негативные события в классе. Используя современные средства связи, учитель может предоставить родителям возможность оперативного получения информации о жизни класса, расписании занятий, проводимых мероприятиях, полезных советах, тем самым привлечь их внимание не только к жизни класса и школы, но и сделать их активными участниками образовательного процесса.

Рассмотрим основные возможности для осуществления этого.

Программы для коммуникации в режиме реального времени
Платформы для организации дистанционного обучения
Социальные сети
Электронная почта
Организация онлайн-уроков с учащимися
Создание видеоуроков офлайн
Мониторинг процесса обучения
Домашнее задание при онлайн-обучении (идеи для организации проверки)

Дополнительные ресурсы для самообразования педагогов

В сети Интернет много информации — статьи, вебинары, курсы — каждый автор предлагает что-то свое для перехода на онлайн-обучение. Но почти все предлагают только инструменты, которые можно эффективно использовать, но они не являются базой.

База — это основной поток учебной информации, учебный процесс, который должен быть организован удобнопонятностабильно, и в который в дальнейшем последовательно нужно встраивать те или иные инструменты.

Для создания это самой базы нужны в первую очередь знания по организации онлайн-обучения: с чего начать, на что обратить внимание и т. д.

На данной странице даны ссылки на онлайн-курсы, статьи, ресурсы практиков о внедрении в свою работу онлайн-обучения.


Онлайн-курс «Как начать преподавать дистанционно»

На онлайн-курсе рассказывается о том, как выстроить процесс дистанционного обучения в вашем классе.
Вы научитесь:
- планировать учебный день, неделю, период;
- корректировать программу для дистанционного обучения;
- проводить эффективные уроки в формате видеоконференций; 
- эффективно использовать онлайн-инструменты и ресурсы;
- распределять зоны ответственности между учителями, родителями, учениками.

Курс «Дистанционное обучение: организация процесса и использование бесплатных приложений, курсов, видеолекций»

Цель курса – научить пользоваться дистанционными форматами обучения, рассказать про создание образовательного контента, показать лучшие бесплатные ресурсы, которые можно использовать для работы со студентами и школьниками.
Добавлен банк ресурсов, в котором размещены полезные ресурсы и курсы, которые педагоги могут использовать для организации и проведения дистанционного обучения.
 

Сайт «Дистанционное обучение»

На сайте собраны полезные материалы, которые пригодятся для перехода на дистанционную форму: Опыт коллег из Беларуси; Рекомендации от коллег из других стран; Полезные материалы для подготовки уроков; Рекомендации и интернет-ресурсы по созданию электронных материалов.

​Цикл вебинаров от Натальи Искорцевой 

Сайт «Мастерская Марины Курвитс»

Сайт образовательного технолога, руководителя Студии педагогического дизайна Kurvits Studio, сертифицированного учителя Google Марины Курвитс (Эстония). На сайте даны описания различных инновационных методик, статьи о построении образовательного пространства с использованием ИКТ, помощь в изучении новых онлайн инструментов и др.

Рекомендации: "Принципы создания цифровых учебных материалов"

Блог «Дидактор (педагогическая практика)»

Ресурс кандидата исторических наук, доцента, руководителя Научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий, координатора сетевого сообщества Современный мультимедийный урокАствацатурова Георгия Осиповича.

Вопросы, освещаемые в публикациях - медиадидактика, конструирование мультимедийного урока.

Сайт «Копилка цифровых инструментов» 

проекта "Цифровая мастерская преподавателя" Института онлайн-образования Финуниверситета.
На сайте даны инструкции по применению цифровых инструментов в педагогической деятельности.

Образовательный проект «Лекториум» 

Платформа объединят массовые открытые онлайн-курсы (МООК), первое в России профильное издательство МООК и самый большой открытый видеоархив лекций на русском языке. 

Цикл статей «День Дистанта в школе» 

Автор статей - Людмила Рождественская (образовательный технолог Таллиннской кесклиннаской русской гимназии, Эстония) 

Сайт «Онлайн-инструменты в работе учителя» 

Автор курса - Кулакова Наталья Ивановна (учитель начальных классов государственного учреждения образования "Средняя школа № 26 г.Гродно")

Рекомендации по созданию своего видеоурока

 


Из опыта работы педагогов Республики Беларусь

На данной странице даны ссылки на образовательные ресурсы, разработанные педагогами Республики Беларусь.

Примечание. Нижеперечисленные ресурсы являются авторскими; они не проходили процедуру рецензирования в Национальном институте образования. 

1. Интернет-ресурсы, которые охватывают несколько учебных предметов

  • Образование в Гродно (видеоуроки)
    На сайте размещены видеоуроки для самостоятельного изучения материала по школьным предметам
  • «Виртуальная школа. Уроки онлайн» (ресурс ГУО «Гродненский областной институт развития образования»)
    На сайте даны учебно-методические материалы по разным учебным предметам (ссылки на видеоуроки, практические работы, дополнительный материал и т. п.)
  • Группа Facebook «Сообщество учителей Беларуси»
    Интернет-сообщество педагогов - площадка для коммуникации и обмена опытом, обсуждения открытых вопросов, поиска и создания альтернатив, внедрения полученных знаний в образовательную жизнь белорусских детей здесь и сейчас вне зависимости от формы образовательного процесса
  • Группа Facebook «Перакулены клас. Матэрыялы для ўрокаў»
    Интернет-сообщество педагогов - копилка материалов для перевернутого (возможно, дистанционного) обучения. У каждого материала есть тема: класс + тема 
  • Группа Facebook «Медыяадукатар»
    Интернет-сообщество педагогов - открытый образовательный веб-сайт для белорусского медиаобразования 
  • Ресурсный центр «Использование облачных технологий в образовательном процессе»
    Автор ресурса — Ханько С.А., ГУО «Василишковская средняя школа» Щучинского района Гродненской области, дипломант конкурса КОИ-2016
  • Блог «Суполка»
    Ресурс педагогического сообщества Беларуси 
  • Образовательный проект «Наука детям» (физика, химия, программирование)
    Авторы ресурса — Клюка Валерий Игоревич, ГУО «Средняя школа № 27 г. Гомеля», Шейбут Сергей Валентинович, ГУО «Средняя школа № 38 г. Гомеля». Проект — дипломант конкурса КОИ-17 
  • Сайт «Онлайн-инструменты в работе учителя»
    Автор блога — Кулакова Наталья Ивановна, учитель начальных классов,  ГУО «Средняя школа № 26 г. Гродно»​

2. Интернет-ресурсы учителей начальных классов

  • Блог «Методический кабинет Тихоновецкой Инги Петровны»
    Ресурс был создан с целью трансляции опыта работы учителя начальных классов ГУО «Средняя школа № 111 г. Минска» Тихоновецкой Инги Петровны
  • Блог «Хочу всё знать!» 
    Автор блога — Ханько Светлана Анатольевна, учитель начальных классов,  ГУО «Василишковская средняя школа» Гродненской области
  • Блог «Виртуальный кабинет учителя начальной школы Кулаковой Натальи Ивановны»
    Автор блога — Кулакова Наталья Ивановна, учитель начальных классов,  ГУО «Средняя школа № 26 г. Гродно»​
  • Сайт «Мая Радзіма — Беларусь» (предмет «Чалавек і свет: Мая радзіма Беларусь») 
    Автор ресурса — Ляхович Алла Фёдоровна, учитель начальных классов,  ГУО «Коссовская средняя школа» ​Брестской области
  • Блог «Планета ПЕРВОклассных ребят» 
    Автор ресурса — Ляхович Алла Фёдоровна, учитель начальных классов,  ГУО «Коссовская средняя школа» ​Брестской области
  • Блог  «Планета ВТОРОклассников»
    Автор ресурса — Ляхович Алла Фёдоровна, учитель начальных классов,  ГУО «Коссовская средняя школа» ​Брестской области
  • Сайт «СЧИТАЙ-КА 2 класс» 
    Авторы ресурса — Пилипенко Оксана Сергеевна, Кравченко Ольга Викторовна, учителя ГУО «Средняя школа № 2 г. Рогачева имени В. М. Колесникова» Гомельской области. Материалы на сайте представлены следующими рубриками: Перевернутый урок; Математический тренажор, Академия финансов. Проект — дипломант конкурса КОИ-17
  • Сайт «Е.Тетрадка»
    Автор ресурса — Галецкая Ирина Николаевна, учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 7 г. Новополоцка». На сайте даны тесты и памятки по программному материалу, интерактивные тренажёры, online-опросы, полезные ссылки, материалы к уроку, электронные учебники и видеоуроки. Проект — дипломант конкурса КОИ-19

3. Интернет-ресурсы учителей истории и обществоведения

  • Блог «Web Κλειώ»
    Блог-копилка, в которой собираются полезные ссылки для учителей истории
  • Группа Facebook «Web Κλειώ  гісторыя і грамадазнаўства»
    Целью сообщества является профессиональное общение белорусских учителей истории и обществоведения. Участники сообщества делятся полезными разработками и онлайн-сервисами, обсуждают проекты и методологии, процесс обучения
  • Сайт «Этот загадочный Древний мир» 
    Автор сайта и материалов — Журавлевич Ольга Георгиевна, учитель истории и обществоведения ГУО «Гимназия № 1 г. Солигорска»  Минская область. Сайт создан в поддержку изучения и преподавания истории Древнего мира
  • Сайт «Всемирная история» 
    Автор ресурса — Кравченко Ольга Викторовна, учитель истории ГУО «Средняя школа № 2 г. Рогачева имени В. М. Колесникова» Гомельской области. Материал ресурса предназначен для ознакомления, изучения и повторения пройденного материала курса Всемирной истории для 5–6 классов
  • Сайт-электронное пособие «История Беларуси» (6–7 классы)
    Автор ресурса — Кравченко Ольга Викторовна, учитель истории ГУО «Средняя школа № 2 г. Рогачева имени В. М. Колесникова» Гомельской области. Данный ресурс можно использовать для проведения учебных, факультативных и стимулирующих занятий в 6 и 7 классах и при подготовке к олимпиаде. Проект — дипломант конкурса КОИ-14
  • Сайт «Пособие по истории Беларуси» (7 класс)
    Автор ресурса — Кравченко Ольга Викторовна, ГУО «Средняя школа № 2 г. Рогачева имени В. М. Колесникова». Материал ресурса охватывает период истории Беларуси с первой половины XVI  в. до  конца XVIII в. Проект — дипломант конкурса КОИ-16
  • Тренажер «Карточки-запоминалки» 
    Автор ресурса — Кравченко Ольга Викторовна, ГУО «Средняя школа № 2 г. Рогачева имени В. М. Колесникова». Ресурс содержит ссылки на интерактивные карточки по истории для 5, 6, 7, 9 и 11 классов, созданные с помощью сервиса barabook.ru
  • Мобильное приложение «История Беларуси. 6 класс»
    Автор ресурса — Кравченко Ольга Викторовна, ГУО «Средняя школа № 2 г. Рогачева имени В. М. Колесникова». Материал приложения помогает организовать тематическое повторение и закрепление знаний учащихся по 10 темам курса Истории Беларуси для 7 класса. Проект — дипломант конкурса КОИ-19
  • Сайт «Как сдать экзамен на отлично?» 
    Автор ресурса — Кравченко Ольга Викторовна, ГУО «Средняя школа № 2 г. Рогачева имени В. М. Колесникова». Цель сайта — систематизировать и предоставить материал для успешной сдачи экзамена по истории Беларуси
  • Сайт «История и обществоведение в школе» 
    Автор ресурса — Ситник Пётр Васильевич, учитель истории и обществоведения ГУО «Лицей Ивацевичского района» Брестской области. На сайте представлена коллекция цифровых образовательных ресурсов для подготовки и проведения уроков
  • Сайт «Справочник обществоведа»  
    Автор ресурса — Кравченко Ольга Викторовна, ГУО «Средняя школа № 2 г. Рогачева имени В. М. Колесникова». Проект предназначен для поддержки и изучения материала по обществоведению в 9–11 классах
  • Видеоуроки Анастасии Куратевой  
    Автор youtube-канала — Куратёва Анастасия Олеговна, учитель истории и искусства ГУО «Гимназия № 6 г. Минска»

4. Интернет-ресурсы учителей математики

  • Блог «Математика — это здорово!» 
    Автор ресурса — Кот Вацлав Иванович, учитель-методист и кандидат педагогических наук
  • Блог «Живая Геометрия»
    Автор ресурса — Храповицкий Иван Сергеевич. В постах автор делится своим опытом применения среды The Geometer's Sketchpad. Разбирается ряд примеров, которые представляют интерес не только с точки зрения компьютерной поддержки геометрии, но и с точки зрения новых идей в ее преподавании
  • Интернет-платформа «Oscar» для работы с одаренными учащимися (физика, математика)
    Авторы ресурса — Логвинович Виктор Яковлевич, Логвинович Яков Яковлевич; ГУО «Средняя школа № 6 г. Кобрина» Брестской области. Проект — дипломант конкурса КОИ-16
  • Сайт «Матемша»
    Автор ресурса — Малюгина Юлия Леонидовна, ГУО «Гимназия № 2 г. Барановичи» Брестской области. Проект — дипломант конкурса КОИ-18

5. Интернет-ресурсы учителей информатики

  • Блог «Информатика@»
    Автор ресурса — Здановская Ольга Владимировна, учитель информатики и математики, ГУО «Гимназия № 1 имени К. Калиновского г. Свислочь»
  • Сайт учителя информатики Трашкова Олега Леонидовича
    Автор ресурса — Трашков Олег Леонидович, учитель информатики ГУО «Учебно-педагогический комплекс детский сад — средняя школа № 42 г. Могилёва»
  • Блог «К урокам информатики» 
    Автор ресурса — Стаскевич Галина Адамовна, учитель информатики ГУО «Средняя школа № 3 г. Ивацевичи»
  • Блог учителя Лактиной В. П.
    Автор ресурса — Лактина Вероника Павловна, ГУО «Гимназия № 8 г. Витебска». На ресурсе выложены материалы авторской учебной программы факультативных занятий «Алгоритмизация и программирование»
  • Блог учителя информатики Романчук Л. А.
    Автор ресурса — Романчук Лидия Анатольевна, учитель информатики ГУО «Глубокская районная гимназия»
  • Сайт «Создай свой урок с применением персонального компьютера»
    Автор ресурса — Родюшкин Александр Николаевич, учитель-методист информатики и астрономии ГУО «Средняя школа № 2  им. Е. А. Трапезниковой г. Новополоцка»

6. Интернет-ресурсы учителей физики

7. Интернет-ресурсы учителей географии

  • Сайт «Учитель географии»
    Автор ресурса — Дервоед Лилия Ивановна, учитель географии ГУО  «Лошницкая гимназия Борисовского района Минской области»
  • Блог «GEO137»
    Автор ресурса — Протасовский Александр Казимирович, учитель географии ГУО  «Средняя школа № 137 г. Минска имени П. М. Машерова»

8. Интернет-ресурсы учителей иностранного языка

  • Ресурс «Учпортал.бел» (английский язык)
    Автор ресурса — Григорьева Наталья Николаевна, ГУО «Средняя школа № 7 г. Речицы». Проект — дипломант конкурса КОИ-2019
  • Проект «Flipgrid» (анлийский язык)
    Автор ресурса — Доронина Майя Мифодьевна, учитель английского языка ГУО «Браславская гимназия» Витебской области. Участникам проекта «Всемирная книга» предлагается записать 3-минутные видеоролики о своей Родине, семьях, жизненных ценностях (на английском языке)
  • Сайт «English Projects»
    Автор ресурса — Доронина Майя Мифодьевна, учитель английского языка ГУО «Браславская гимназия» Витебской области
  • Блог «English for School» (5 класс)
    Автор ресурса — Татьяна Петровна Глушакова, учитель английского языка ГУО «Урицкая средняя школа» Гомельского района Гомельской области
  • Образовательный веб-ресурс «Platform 9¾» (анлийский язык)
    Автор ресурса — Смирнова Ия Георгиевна, ГУО «Средняя школа № 4 г. Светлогорска». Проект — дипломант конкурса КОИ-2019
  • Электронное учебное пособие «Welcome to the Elf Kingdom!»​ (5 класс)
    Автор ресурса — Смирнова Ия Георгиевна, ГУО «Средняя школа № 4 г. Светлогорска». Проект — дипломант конкурса КОИ-2017  

9. Интернет-ресурсы учителей русского языка и литературы

10. Интернет-ресурсы учителей искусства (отечественная и мировая художественная культура)

11. Интернет-ресурсы учителей белорусского языка и литературы

свернуть

Электронные средства обучения

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе направлено на повышение эффективности и качества обучения учащихся.

Электронные средства обучения (ЭСО), используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.

Использование ЭСО в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности:

  •  обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;
  • компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике;
  • компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;
  • автоматизацию процессов вычислительной и информационно-поисковой деятельности;
  • автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения материала.

Необходимо отметить, что использование ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭСО не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога — найти соответствующее место ЭСО в образовательном процессе. Любой из типов уроков может быть проведен с использованием ЭСО.

Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:

  • класс разбивается на 2-3 группы,одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10-15 минут ее сменяет следующая;
  • вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся;
  • в классе постоянно находятся2-3 компьютера.

Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.

Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяется учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.

При организации образовательного процесса с использованием ЭСО учителя должны руководствоваться нормативными документами.

При проведении занятий в компьютерном классе обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером на протяжении урока. Продолжительность занятий с использованием персональных компьютеров зависит от возраста учащихся, технических данных компьютеров, характера и сложности выполняемой работы.

Длительность работы за компьютером не должна превышать:

  • на развивающих игровых занятиях: для детей 6 лет — 10 минут, для учащихся 2-4-х классов — 15 минут, для учащихся 5-7-х классов, имеющих навыки работы с компьютером, — 20 минут;
  • на уроках информатики: у учащихся 7-8-х классов — 25 минут, у учащихся 9-10-х классов — 40 минут.

Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:

  • устраивать перерывы после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 10 минут;
  • проводить во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;
  • проводить упражнения для глаз через каждые20-25 минут работы с использованием компьютера;
  • для снятия статического напряжения должны осуществляться физкультурные минутки в течение1-2 минут целенаправленного назначения или организованно при появлении начальных признаков утомления;
  • для снятия общего утомления следует проводить физкультпаузы во время перерывов в течение3-4 минут.

Факультативные занятия с использованием персональных компьютеров должны проводиться не чаще 2 раз в неделю.

 

Рекомендации по эффективному использованию ЭСО

С целью оптимизации использования ЭСО рекомендуется в общеобразовательных учреждениях иметь следующую документацию:

  •     журнал использования ЭСО в образовательном процессе;
  •     журнал учета имеющихся в образовательном учреждении ЭСО (включая мультимедийные презентации, разработанные педагогами).

Примерная форма журнала использования ЭСО в образовательном процессе:

№ п/п

Дата

Учебный предмет

Название ЭСО

Класс, тема урока

Ф.И.О. учителя

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

Примерная форма журнала для учета имеющихся в образовательном учреждении ЭСО:

№ п/п

Название

Разработчик

Год разработки

Краткое описание (аннотация)

Место хранения

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

В соответствии с решением заседания Совета по проблемам информатизации системы образования при Министерстве образования Республики Беларусь от 24.06.2009г. рекомендовано увеличить загрузку компьютерных классов в учреждениях образования до 45 часов в неделю, уделив основное внимание внедрению ЭСО по учебным предметам.

Школьная библиотека — центр информационных ресурсов. С целью обеспечения более широкого доступа учащихся к компьютерам, подключенным к Интернету, рекомендуется установить компьютеры в школьных библиотеках и подключить их к сети Интернет.

Интернет-ресурсы системы образования

Министерство образования Республики Беларусь

www.minedu.unibel.by

НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

www.adu.by

Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь

www.giac.unibel.by

ГУО «Академия последипломного образования»

www.academy.edu.by

Республиканский институт контроля Знаний

www.rikz.unibel.by

Республиканский институт профессионального образования

www.ripo.unibel.by

ГУО «Минский областной институт развития образования»

www.moipk.minsk-region.edu.by

Отдел образования Могилевского Горисполкома

city.mogilev.by/edu/

 

Перечень электронных средств обучения

Ниже приведен перечень ЭСО отраслевого фонда программных средств Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь (ГИАЦ); в который вошли ЭСО, прошедшие только техническую и дизайн-эргономическую экспертизу ГИАЦ, ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет».

ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» 2006-2009 гг. распространяются ГИАЦ Министерства образования бесплатно.

В ГИАЦ Министерства образования Республики Беларусь можно получить подробную информацию обо всех средствах обучения, а также ознакомиться с их содержанием.

Наименование ЭСО

Разработчик, год разработки

Начальная школа

*Беларуская мова. Пачатковая школа. Частка 1

РБ / Софт-Перспектива, 2007

*Русский язык. Начальная школа. II-IV классы. Речевой этикет

РБ / ЦИРК БГУ, 2008

*Человек и мир. I-IV классы

РБ / ЦИРК БГУ, 2008

*Музыка. Виртуальная творческая лаборатория. IV класс

РБ / МедиуМ, 2008

*Начальная школа. Занятия по интересам. II-IV классы. Развитие способностей учащихся на основе электронных дидактических игр

РБ / ЦИРК БГУ, 2008

*Русский язык. Начальная школа. II-III классы. Занимательная грамматика (для детей с нарушением слуха)

РБ / ЦИРК БГУ, 2008

**Математическое лото

авт. Савчик В.С. Гимназия № 1 г.Мяделя Минской обл.

**Изобразительное искусство, I класс

авт. Сабич В.Н. Гимназия № 22 г.Минска

**Электронная поддержка учебного пособия «Учись рассуждать»

авт. Славников В.В., СШ № 2 г.Чаусы Могилевской обл.

**Набор игр «Игровая площадка»

авт. Садовский Е.М., Семенова В.Г., Гордей Д.Н., Богданович В.С., СШ № 27 г.Бобруйска Могилевской обл.

ПМК «Математика. Начальная школа»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2000

ПМК «Русский язык. Начальная школа»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2000

ПМК «Начальная школа: развиваем речь»

РБ / Инфотриумф, 2007

ПМК «Пачатковая школа. Беларуская лексіка»

РБ / Инфотриумф, 2007

ПК «Гуляй і вучыся»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2007

ПМК «Учимся думать»

РБ / Инфотриумф, 2003

МИККИ

РБ / Инфотриумф, 1999

Музыкальный класс

РФ / КиМ

Суперинтеллект

РФ / Новый диск

ПМК «Роботландия»

РФ / Роботландия

<...>

 

Иностранные языки

*Английский язык. Начальная школа. Часть 1

РБ / Медиум, 2007

*ПМК «Подготовка к ЦТ по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам»

РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005

ПМК «Английская лексика»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2000

REWARD. Уровень 1 Elementary

РФ / Новый диск

REWARD. Уровень 2 Pre-Intermediate

РФ / Новый диск

REWARD. Уровень 3 Intermediate

РФ / Новый диск

REWARD. Уровень 4 Upper- Intermediate

РФ / Новый диск

Профессор Хиггинс. Английский без акцента!

РФ / ИстраСофт

Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента!

РФ / ИстраСофт

МУЛЬТИЛЕКС классический

РФ / МедиаЛингва

Мультилекс 2.0 большой немецкий

РФ / МедиаЛингва

<...>

 

Электронные энциклопедии

Большая энциклопедия КиМ 2009

РФ / КиМ

Детская энциклопедия КиМ 2009

РФ / КиМ

От плуга до лазера

Лондон / Dorling Kindersley

Энциклопедия классической музыки

РФ / Коминфо

Для воспитательных целей и внеклассной работы

**Видеоэкскурсия на мемориал «Детям — жертвам войны»

авт. Тарасеня Ж.В., Морозов Д.А., Жлобинский гос. проф. аграрно-технический колледж

**Годы, опаленные войной. Хроника Великой Победы

авт. Андреенко Р.Е., Коваленя А.А., Олейник Л.Ф., СШ № 55 г.Минска

**Киноурок «Память» (Афганистан болит в моей душе)

авт. Тимофеев В.А., Разнорович Т.Ю., Побегаев П.В., Харланов А.А., Могилевский государственный областной лицей № 1

**Школа Светофора

авт. Хаванова С.Н., Шмыгер О.И., Валюк Е.А., Гимназия № 1 г.Волковыска Гродненской обл.

**Животный мир: открытия и легенды

авт. Сидорович И.Я., Малашко Е.Н., Мисюк К.А., СШ № 7 г.Слонима Гродненской обл.

Программы для обеспечения мониторинга и управления образовательным процессом

Десятибалльный мониторинг

РБ / Инфотриумф, 2004

ПК «Знак»

РБ / ИНИС-СОФТ, 2004-2008

ПараГраф: Учебное заведение XXI

РБ / ИНИС-СОФТ

Примечание:

  1. Символом * отмечены ЭСО, которые разработаны за счет средств республиканского бюджета и распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь.
  2. Символом ** отмечены ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет», которые распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь.

 

Выбор обучающей программы

Современный учитель уже не ищет ответ на вопрос, нужно ли использовать компьютер в учебном процессе. Перед ним стоят следующие вопросы:

  • как эффективно использовать компьютер;
  • какие бывают компьютерные обучающие программы (КОП);
  • как не утонуть в море обучающих программ;
  • как найти и выбрать нужную обучающую программу.

Для того чтобы сформулировать требования к компьютерной обучающей программе, учителю надо знать, какие сейчас существуют компьютерные средства обучения. В том случае, когда предметная область курса определена, можно сравнивать компьютерные средства обучения между собой по следующим параметрам:

  1. функциональное назначение;
  2. категория учащихся, на которых рассчитано средство обучения;
  3. охват материала (курс, согласованный с одним из учебников, курс, снабженный собственным учебником, электронные пособия для части курса или даже одного урока);
  4. наличие или отсутствие методических рекомендаций по использованию программы;
  5. дает ли программа возможность создать собственные уроки и курсы (некоторые обучающие комплексы дают пользователям возможность создать собственный курс по предлагаемой методике);
  6. тип лицензии, под которой распространяется программа;
  7. разработчики (фирма, отдельные лица).

Можно выделить наиболее распространенные типы компьютерных средств, используемых в обучении.

Презентации — наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Для презентаций используются такие программные средства как PowerPoint или Open Impress, Flash, SVG. Фактически презентации являются электронными диафильмами, но, в отличие от обычных диафильмов, могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что создать их может любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.

Электронные энциклопедии объединяют функции демонстрационных и справочных материалов и, в соответствии со своим названием, являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий, таких, как энциклопедии, словари, справочники. Для создания таких энциклопедий обычно используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например HTML, XML, SGML. В отличие от своих бумажных аналогов, гипертекстовые энциклопедии обладают рядом дополнительных свойств и возможностей:

  • обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
  • имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;
  • могут включать в себя аудио- и видеофрагменты.

Дидактические материалы (сборники задач, диктантов, упражнений, примеров, рефератов и сочинений), представленные в электронном виде (обычно в виде простого набора текстовых файлов, в форматах rtf, doc, txt) и объединенные в некую логическую структуру средствами гипертекста. Также к дидактическим материалам можно отнести программы-тренажеры, например, для решения математических задач или для заучивания иностранных слов.

Программы системы контроля знаний, такие, как опросники и тесты. Позволяют быстро, удобно, беспристрастно и автоматизировано обработать полученные результаты. Опросники и тесты могут легко создать учителя или методисты с помощью специальных программ — конструкторов тестов.

Электронные учебники и электронные учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько вышеописанных типов обучающих программ. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация); на следующем этапе он может поставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента), часто на этом этапе обучаемому доступен также электронный справочник и/или энциклопедия по изучаемому курсу; а в завершение он должен ответить на набор вопросов и, возможно, решить несколько задач (программные системы контроля знаний). После удачного прохождения всех этапов обучаемому предлагается следующая тема из этого курса.

Обучающие игры и развивающие программы в основном ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания во время игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и другие умения.

Дополнением к этой классификации становятся программные средства разработки компьютерных обучающих средств. Наиболее известны из таких средств конструкторы уроков и учебных курсов, а также специализированные оболочки для разработки учебных курсов.

В результате работы с программным обеспечением различного типа выделим следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:

  1. Программа должна быть понятна с первого знакомства как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.
  2. Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.
  3. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты и т.д.).

Итак, выбор компьютерной обучающей программы можно начать с оценки следующих аспектов учебного процесса:

  1. ваши технические возможности;
  2. используемые вами организационные формы работы;
  3. этапы урока, на которых используются компьютерные технологии;
  4. целостность курса.

Описав необходимую программу по этим критериям, можно поставить задачу программисту или составить запрос для поиска в Интернете. Описав таким образом программу, можно убедиться в том, что нет необходимости ее искать, а можно создать самостоятельно или выбрать в школьной медиатеке.

Таким образом, преподаватель может составить представление о необходимом ему программном обеспечении. В частности, учителю, только начинающему использовать персональный компьютер на уроках, можно рекомендовать начать с сопровождения урока презентацией. В дальнейшем можно подключить и другие виды компьютерных обучающих программ.

В заключение отметим, что при постановке задачи на разработку нового обучающего программного обеспечения, как и при выборе из уже имеющихся программ, следует определить образовательную технологию, в рамках которой вы будете работать, а после этого поставить техническое задание, используя в том числе и предложенные критерии.

 

Методические материалы для учителей начальной школы

Электронные версии публикаций по начальной школе на сайтах Педагогической библиотеки — http://pedlib.ru/.
В разделе Педагогика имеются электронные версии статей из различных журналов, коллекция ссылок на электронную литературу и внушительная (более 500) коллекция картинок — изображения предметов, животных, видов спорта и др.

Авторский сайт Игоря Сухина — suhin.narod.ru.
И.Г.Сухин — научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, автор более 30 популярных книг, методик раннего обучения игре в шахматы (с двух лет) и эффективного обучения чтению. На сайте представлены методические материалы — логические задачи, забавная математика, веселая логопедия, литературные викторины, сказки, загадки, скороговорки и многое другое, что будет полезно учителям и родителям.

Почитай-ка — www.cofe.ru/read-ka — детский сказочный электронный журнал на сервере Кофе.RU — www.cofe.ru. На сайте размещены тексты сказок, загадок, шуточные задачи, материалы конкурса юных писателей и поэтов, рассказы о необычных случаях и явлениях.

свернуть

Безопасность в сети Интернет

Постановление Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19 февраля 2015 г. N 6/8 "Об утверждении Положения о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет"

Организация личной информационной среды в Интернет. Информационная безопасность, этика и право


  На сегодняшний день общество обеспокоено наличием сети Интернет большого количества нежелательной информации (экстремизм, жестокость, пропаганда алкоголя и наркотиков, информация порнографического характера), которую дети, пользующиеся сетью Интернет, могут случайно увидеть. Специально для таких случаев компания "Белтелеком" разработала принципиально новую услугу под названием "Родительский контроль", работа которой осуществляется с применением фильтрации на базе международной системы FortiGuard, в которой содержится более 100 млн. вредоносных сайтов. Работа под защитой услуги "Родительский контроль" оградит взрослых и детей от всех негативных материалов, содержащихся в сети Интернет.

  Ответственное поведение учителей в сети (Файл для скачивания, pdf, 946 КБайт)

  Методические рекомендации "Ответственное поведение учителей в сети" (Файл для скачивания, pdf, 476 КБайт)

 

Рекомендации по обеспечению безопасности информации в локальных сетях, подключенных к сети Интернет 

Государственные органы обязаны реализовать в собственных информационных системах и контролировать выполнение подчиненными организациями меры, позволяющие:

  • осуществлять предоставление доступа сотрудникам органа (организации) к сервисам сети Интернет (электронная почта, передача файлов, информационные ресурсы и др.) в соответствии с определенным в государственном органе порядком;
  • определить правила работы сотрудников с сервисами сети Интернет (электронная почта, передача файлов, доступ к информационным ресурсам, IP-телефонии, социальным сетям и  публичным системам мгновенных сообщений);
  • определить администраторов сети, их права и обязанности;
  • определить права и обязанности пользователей;
  • определить ответственность сотрудников и должностных лиц за обеспечение защиты информации;
  • обеспечить контроль использования сотрудниками в глобальных сетях: IP-телефонии, социальных сетей и публичных систем мгновенных сообщений;
  • определить порядок и перечень используемого программного обеспечения на средствах вычислительной техники сотрудников;
  • определить порядок применения средств защиты информации, установленных в локальной вычислительной сети;
  • определить необходимые мероприятия по разграничению доступа к средствам защиты информации и обработки информации;
  • определить регламент смены атрибутов безопасности (паролей) пользователей;
  • определить порядок действий при возникновении нештатной ситуации (сбои, повреждения и отказы) с информационными ресурсами;
  • определить регламенты резервирования и уничтожения информации;
  • определить порядок контроля, учета использования ресурсов сети Интернет пользователями, формирования и предоставления руководству организации отчетных документов.

С использованием технических, программно-аппаратных и программных средств:

  • обеспечить межсетевое экранирование с использованием собственных возможностей и (или) возможностей уполномоченных поставщиков интернет-услуг;
  • обеспечить идентификацию абонентских устройств в локальной сети;
  • обеспечить блокирование неконтролируемого обмена информацией между рабочими местами пользователей в локальной сети;
  • исключить использование на рабочих местах в локальной сети постороннего программного обеспечения, ресурсов сети Интернет, предназначенных для сокрытия действий пользователя;
  • исключить подключение рабочего места в локальной сети к сетям связи общего пользования через другие каналы доступа (сотовый телефон, модем);
  • обеспечить синхронизацию системного времени от единого (общего) источника (в качестве источника использовать службу единого времени Белорусского государственного института метрологии);
  • осуществлять сбор и хранение данных авторизации и статистики использования сети Интернет пользователями в течение 1 года;
  • обеспечить возможность анализа использования сети Интернет пользователями (с использованием собственных возможностей или поставщиков интернет-услуг);
  • применять криптографические протоколы для защиты данных авторизации при работе с сервисами сети Интернет.
     

Рекомендации по обеспечению безопасности информации интернет-ресурсов государственных органов

В соответствии с пунктом 7 Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет" уполномоченные поставщики интернет-услуг при оказании интернет-услуг обеспечивают защиту информации государственных органов и организаций, использующих в своей деятельности сведения, составляющие государственные секреты.

Требования по обеспечению защиты информации утверждены приказом начальника Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 2 августа 2010 г. № 60 "Об утверждении Положения о порядке определения поставщиков интернет-услуг, уполномоченных оказывать интернет-услуги государственным органам и организациям, использующим в своей деятельности сведения, составляющие государственные секреты".

В этой связи для минимизации затрат по хостингу сайта целесообразно на начальном этапе выбрать поставщика интернет-услуг и осуществлять в тесном взаимодействии с ним создание системы защиты, включая вопросы формирования задания по безопасности и проведения аттестации.

Для использования функций по обеспечению защиты информации системы управления сайтом (далее – СУС) в государственных информационных системах необходимо проведение ее оценки. Оценка СУС по требованиям безопасности должна проводиться путем сертификации на соответствие требованиям Технического регламента Республики Беларусь "Информационные технологии. Средства защиты информации. Информационная безопасность" (ТР 2013/027/BY).

свернуть

Сетевые сообщества, блоги, сайты педагогов

На сегодняшний день самым популярным из видов сетевого взаимодействия является блог (англ. Blogweb log), что в переводе означает сетевой журнал’ или дневник событий’.

Основное содержание блога  это регулярно добавляемые записи временной значимости, содержащие текст, изображения, аудио- или мультимедиаинформацию. Как правило, записи (посты) имеют небольшой объем и размещены в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху).

Подробнее о блоге можно прочитать в информационной статье нашего Дистанционного всеобуча >>>

На данной странице мы предлагаем учителю (родителю, учащемуся) стать читателем сетевых журналов (блогов). 

Чтобы стать читателем блога, нужно подписаться на него, после чего вам на email будут приходить уведомления о новых публикациях. Как оформить подписку? Введите на главной странице понравившегося блога свой действующий email в форму подписки на рассылку и нажмите кнопку «Подписаться» или «Submit» (как правило, она размещена в дополнительной панели сбоку под заголовком Подписаться на новости блога или похожим по смыслу).

В постах сетевых журналов (блогов) можно найти не только ссылки на полезные ресурсы сети Интернет, но и рекомендации по их использованию в образовательном процессе, помощь в освоении рекомендованных сервисов, информацию об интересных тематических и предметных событиях.

Подписывайтесь на наши сетевые журналы, чтобы быть в курсе новых сообщений и событий!

 

   

   

   

Блоги для учителей регулярно пополняются новыми полезными материалами. Но, безусловно, охватить необъятный Интернет невозможно. Поэтому ждем ваших предложений, советов и рекомендаций по совершенствованию образовательных блогов.

Сообщество – группа людей, активно общающихся между собой.

 Сетевое сообщество – это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.

 Сетевое педагогическое сообщество - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную педагогическую деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.

 Цели сетевого сообщества:

  • создание единого информационного пространства;
  • обмен опытом, поддержка и сотрудничество;
  • распространение успешных педагогических практик;
  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
  • повышение профессионального уровня;
  • поддержка новых образовательных инициатив.
свернуть

Полезные ссылки

Сервисы Web 2.0
Сервисы Web 2.0 в деятельности учителя перейти
Направления реализации концепции информатизации системы образования Республики Беларусь до 2020 года перейти
Подборка сервисов Веб 2.0 по направлениям Баданова перейти
На страничке cобраны в группы сервисы и Интернет технологии WEB 2.0 которые можно эффективно использовать в образовательной деятельности и не только… Все эти Интернет — сервисы работают онлайн и не требуют оплаты за своё использование перейти
Web 2.0 сервисы для школ перейти
Технологии, определяющие будущее образования. Международный консорциум New Media Consortium (NMC) опубликовал отчет, посвященный компьютерным технологиям, которые будут определять лицо образования в ближайшем будущем открыть(.pdf)
Кейс сервисов Веб 2.0 перейти
 
Информационные ресурсы педагогов Гродненской области
Блог учителя начальных классов Матуйзо Н. (ГУО "Вороновская средняя школа") перейти
Блог учителя начальных классов Ханько С.А. (ГУО "Василишковская средняя школа") перейти
Блог учителя начальных классов ГУО «Вороновская средняя школа» Руцкой Елены Ивановны перейти
Блог настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры Пракаповіч Ірына Віктараўна, Кучыц Наталля Чаславаўна, Волах Алена Паўлаўна, Македон Святлана Леанідаўна ГУО «Сярэдняя школа №2 г. Свислач»перейти
Блог настаўніка беларускай мовы і літаратуры Мацюк Аллы Раманаўны ГУО «Воранаўская сярэдняя школа» перейти
Блог учителя русского языка и литературы ГУО «Беняконская средняя школа» Улевич Анны Рышардовны перейти
Сайт учителя английского языка ГУО «Средняя школа №27 г. Гродно» Цыдик Татьяны Сергеевны перейти
Блог учителя английского языка ГУО «Средняя школа №8 г. Лиды» Булай Инны Болеславовны перейти
Блог учителя английского языка ГУО «Вороновская средняя школа» Салинцевой Татьяны Станиславовныперейти
Информационный ресурс библиотекаря ГУО «Средняя школа №16 г. Гродно» Моисеевой Инны Александровны перейти
Информационный ресурс «География материков и стран» учителя географии ГУО «Средняя школа №3 им. В.М. Усова г.Гродно» Садомцевой Вероники Михайловны перейти
Информационный ресурс учителя биологии и химии ГУО «Гожская средняя школа» Карпенко Ольги Геннадьевны перейти
Информационный ресурс учителя химии ГУО «Беняконская СШ» Вороновского района Вусика Владимира Анатольевича перейти
Блогучителя математики ГУО «Радунская гимназия» Гродненской области Вороновского района г.п.Радунь Синкевич Людмилы Мечиславовныперейти
Блог педагога-психолога учреждения дошкольного образования ГУО «Ясли-сад №3 г. Мосты» Еремич Юлии Владимировны перейти
Блог учителя математики ГУО «Средняя школа №1 г. Лиды» Рожковой Светланы Антоновны перейти
Блог учителя информатики ГУО «Средняя школа №10 г. Слонима» Малининой Елены Геннадьевны перейти
Блог учителя информатики ГУО «Средняя школа №2 г.п. Россь» Красько Ольги Ивановны перейти
Блог учителя информатики ГУО «Средняя школа №2 г.п. Зельва» Трофимович Ирины Дмитриевны перейти
Блог классного руководителя ГУО «Средняя школа №37 г.Гродно» Муриной Ольги Брониславовны перейти
Блог для учащихся и родителей 3 «В» класса ГУО «Средняя школа №3 г.Слонима» перейти
Персональный сайт учителя математики и информатики ГУО «Гимназия им. К.Калиновского г.Свислочь» Здановской Ольги Владимировны перейти
Проект «В гостях у сказки» учителя информатики Кетко С.И. перейти
 
Среда программирования Scratch
Среда программирования Scratch позволяет создавать интерактивные презентации и занимательные игры. Среда интуитивно понятна школьникам начальных классов, поскольку сборка программы (скрипта) происходит по тем же правилам, что и сборка конструктора Лего.
В Национальном институте образования в 2016 году утверждены программы факультативных занятий:
• «Творческая деятельность в среде программирования Scratch» (для 2-4 классов)
• «Создание компьютерных игр на языке визуального программирования Scratch» (для 5-6 классов)
• «Пропедэвтика основ алгоритмизации и визуализации в среде программирования Scratch» (для 5-6 классов)
• «Основы алгоритмизации и программирования в среде программирования Scratch» (для 7-8 классов).
Скретч 1.4 - версия для ПК перейти
Скретч 2 - версия для ПК перейти
Онлайн-редактор - позволяет работать прямо в браузере перейти
Скретч JR - версия для малышей под планшетные компьютеры перейти
Уроки по Scratch учителя информатики ГУО «Средняя школа №37 г.Гродно» О.Б. Муриной перейти
Материалы практико ориентированной конференции на портале Образовательная Галактика Intel «Развитие информационной образовательной среды и научно-техническое творчество в современной школе» перейти
Материалы 2-й международной образовательной научно-практической on-line конференции «Новая школа: мой маршрут» перейти
Сайт Бочкало А.Е. перейти
Уроки по Scratch перейти
Сообщество Scratch в Республике Беларусь перейти
Сообщество учителей, использующих Скретч на уроках перейти
Проектнаядеятельность школьника в среде программирования Scratch (Рындак В.Г.) перейти
 
Лингафонный кабинет
Ссылки для скачивания демо-версий
Nibelung перейти
свернуть